Поводом еще раз поговорить о величине ключевой ставки, по которой мегарегулятор одалживает деньги коммерческим банкам, а те формируют проценты по кредитам и депозитам, как раз и стали прогнозы по инфляции. Именно ориентируясь на них глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев накануне и назвал уровень ключевой ставки меньше 10 процентов естественным.
С другой стороны, слишком быстрое понижение ключевой ставки скорее негативно скажется на росте экономики, заметила в интервью телеканалу CNBC председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. "Попытки снижать процентные ставки слишком быстро или даже покупать какие-то активы могут привести к усилению инфляции, оттоку капитала или долларизации экономики, и это замедлит экономический рост, нежели поддержит его", - рассказала глава Банка России.
За последнее время это уже не первый сигнал мегарегулятора о будущих показателях ключевой ставки. "Надо понимать, что мы уже прошли значительную часть этого пути и потенциал для снижения в ближайшие месяцы, конечно, ниже, чем был в начале года", - говорила Эльвира Набиуллина. С февраля ЦБ уже в несколько этапов понизил ставку с 17 до 11,5 процента.
Ближайшее окно возможностей для корректировки ключевой ставки откроется 31 июля на очередном заседании совета директоров Банка России. "В этот день она может быть снижена максимум на 0,5 процента, иначе может возникнуть слишком большой разрыв между величиной ставки и уровнем инфляции в стране", - рассказал "Российской газете" доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василий Якимкин. Пока потенциал падения уровня ставки он называет только "чисто символическим".
Зато показатели падения инфляции в России уже скоро, по заявлениям целого ряда чиновников, будут вовсе не символическими. По словам первого зампреда Центрального банка Ксении Юдаевой, товары на отечественных прилавках начнут не прибавлять в цене, а, напротив, дешеветь уже буквально через месяц. То есть летняя дефляция стартует раньше, чем планировалось. "Это стандартная вещь для России летом, в этом году, возможно, она случится и в июле. Если мы посмотрим на плодоовощную продукцию, там уже достаточно сильная дефляция есть", - подчеркнула Ксения Юдаева.
Грядущий июль, похоже, вообще должен стать месяцем, который определит уровень роста цен за весь 2015 год. Пока официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции в 11,9 процента не менялся, но вчера заместитель министра финансов России Максим Орешкин заявил, что годовой рост потребительских цен может быть и ниже 10,5 процента.
Не менялся также и официальный ориентир Центрального банка по инфляции на более долгую перспективу. В мегарегуляторе уверены, что уже в 2017 году удастся выйти на ее годовой показатель на уровне 4 процентов, которого в России еще пока не было. На данный момент меньше всего цены росли в 2011 году - на 6,1 процента.
При этом цель в четыре процента может быть достигнута даже раньше 2017 года, сказал накануне помощник президента России Андрей Белоусов. "Выйти на низкие темпы инфляции - задача достижимая и реалистичная, но, как показывает опыт и европейских стран, и Японии, и, кстати сказать, Украины, выход в низкие темпы инфляции, и особенно в отрицательные темпы инфляции, может нанести существенный ущерб экономике", - предупреждает при этом Андрей Белоусов.
По его словам, сейчас приходится выбирать между рисками рецессии и рискам инфляции. "Пока мы видим, что у нас есть ценз на снижение деловой активности и тренд на замедление роста цен. Решение здесь, безусловно, за Центральным банком", - подчеркнул Андрей Белоусов. Если денежно-кредитную политику "пережать", добавил он, Россия вообще можно столкнуться с устойчивой дефляцией, которая точно навредит развитию экономики и вгонит ее в рецессию, причем, глубокую.
По мнению же Василия Якимкина, справиться хотя бы с двузначными показателями роста потребительских цен в стране можно было бы регулированием роста тарифов естественных монополий, а также сокращением пока еще довольно высокого оттока иностранного капитала из России.