Выступления Ли и Генюшаса стали сенсациями на конкурсе Чайковского

В третий день прослушиваний в номинации "фортепиано" на конкурсе Чайковского случились две сенсации - выступления Джорджа Ли (США) и Лукаса Генюшаса (Россия-Литва).

Первый тур, во многом, это тур классических сонат. Сонатная форма, как никакая другая, выявляет главные слагаемые таланта пианиста: слух и интеллект, контроль и темперамент, владение звуком и временем. Музыкальный марафон 18 июня прошел под знаком Бетховена: великий немец был представлен в сонатных циклах всех участников, а за первые четыре выступления прозвучала вся триада поздних сонат композитора, причем сложнейшая, экстатическая 32-ая - дважды. Поэтическую трактовку бетховенского шедевра представил первый конкурсант дня - 30-летний пианист романтического склада Илья Рашковский, покоривший публику обаянием, чистым звучанием инструмента, ярким исполнением "Метели" Листа и 24-го этюда Шопена.

Выступление следующего участника, 30-летнего пианиста Георгия Войлочникова вызвало смешанные чувства: внешние проявления его темперамента не всегда находили отклик в звучании инструмента, а заявленная в программе 31-я Соната Бетховена стала в буквальном смысле битвой пианиста с музыкой и самим собой: динамические контрасты, поднятое высоко запястье в левой руке, сверхэкспрессивные движения корпуса, закругленные, высоко поднятые пальцы - все это отдавало в зал вибрацией сильного напряжения, что для Бетховена не лишне, но в остальном, скорее, мешало пианисту справляться с художественными задачами программы.

Тема борьбы продолжилась и в выступлении следующей участницы состязания, 23-летней Марины Яхлаковой: прилежная и немного испуганная манера игры и внутренняя скованность сжали в тиски художественные данные конкурсантки, и победить зажатость, увы, не удалось. Разве только забыть о ней не некоторое время: самыми удачными в выступлении стали "Ноктюрн" и "Юмореска" Чайковского.

Сенсацией дня стал 19-летний американский пианист азиатского происхождения Джордж Ли. Высокохудожественное, мастеровитое, феерическое выступление молодого пианиста вызвало неистовый восторг публики. Архитектурно выстроенная вертикаль и горизонталь полифонической ткани Прелюдии и Фуги соль-минор из второго тома ХТК И.С. Баха создавали иллюзию 3D-материализации произведения. Исполненная 32 соната Бетховена стала настоящим художественным событием сегодняшнего дня. Великолепное владение инструментом, высочайший эмоциональный интеллект и артистическая харизма, феноменальный полифонический слух и математически выверенный баланс голосоведения и звука, инженерное построение музыкальной формы, наконец, блестящее пальцевое perlé и королевская посадка, напомнившая об Артуре Рубинштейне - похоже, пианистические возможности Джоржа Ли безграничны. Хроматический этюд Шопена на технику 4 и 5 пальца превратился в исполнительский шедевр без особого труда, как у Пушкина: "Там королевич мимоходом пленяет грозного царя". Ли - безусловно, один из лидеров первого тура.

"Сегодняшнее выступление в Большом зале консерватории, - сказал Джордж Ли после своего выступления - незабываемый и драгоценный опыт для меня. Это потрясающий конкурс и я очень надеюсь пробыть в нем дольше. Из исполненной сегодня музыки мне особенно близки Бетховен и Чайковский. В музыке Чайковского столько чувства, любви, благодати, и я очень старался донести сегодня все, что я чувствую сердцем, публике".

Публика очень тепло встретила и следующего участника, 24-летнего пианиста из Франции Люка Дебаргю, открывшего серию вечерних прослушиваний. Технически далеко не безупречное, его исполнение было полно живой эмоции и искреннего, личного отношения: особое впечатление произвела медленная часть седьмой сонаты Бетховена и феерическое по темпераменту исполнение фа-минорного трансцендентного этюда Листа. Это тот случай, когда несколько нот, сыгранные мимо, забываются, а в памяти остается настроение.

Следом выступила серьезная конкурсантка из России 27-летняя Дарья Каменева, крепко, стабильно сыгравшая заявленную программу в академическом ключе.

Закрывал прослушивания третьего дня пианист в четвертом поколении, представитель сразу двух стран - России и Литвы - Лукас Генюшас, выступления которого ждали многие музыканты Москвы. И не напрасно. Было впечатление, что перед нами играл пианист, для которого победа на конкурсе Чайковского - давно пройденный этап, и сейчас он просто играет в свое удовольствие. Анализировать совершенное исполнение - все равно, что разбирать по составу предложения в романе Набокова, или измерять в сантиметрах пропорции творений Микеланджело. Не поднимается рука. То была игра музыканта с большой буквы, за плечами которого стоит память предков, а лучшие традиции московской фортепианной школы впечатаны в его ДНК. То была игра, во время которой забываешь про конкурс, рецензии, трансляции. Да и сам пианист был меньше всего озабочен конкурсным ажиотажем: он "просто" великолепно играл сольный концерт на сцене Большого зала консерватории. Это была музыка. И это выступление артиста на порядок выше всего, что мы слышали до этого. Думается, многие музыканты уже предчувствуют исход конкурса.