Во время проведения первого состязания виолончелистов в 1962 году другой выдающийся советский виолончелист и член жюри Даниил Шафран говорил: "Слушая игру молодых музыкантов, я все время думал о том, как высоко поднялось ныне искусство игры на виолончели. Вспоминались многие конкурсы - и наши, и зарубежные... С такой сложной программой, как в Москве, конкурсантам нигде еще не приходилось сталкиваться. Здесь им было предоставлено право выбора из сочинений самой высшей трудности, не только в техническом отношении, но, главное в художественном. И почти ни один артист не испугался препятствия - каждый играл по-своему и в основном справлялся с заданием".
Также Шафран предложил внести в программу некоторые изменения: "Что касается программ конкурса, то я считаю, что в них по-прежнему должны быть представлены обязательные произведения. Но не в каждом туре… Что касается второго тура конкурса виолончелистов, то мне представляется полезным включить в его программу камерную сонату Бетховена или Брамса, а из сочинений русских и советских композиторов - Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Это несомненно вызовет интерес у слушателей, а членам жюри даст возможность узнать участников соревнования с новой, весьма важной стороны".
В программах последующих конкурсов все эти пожелания Шафрана учли. И поныне программа виолончельного конкурса придерживается этих традиций, заложенных еще более полувека назад.
Сам Ростропович после первого виолончельного конкурса Чайковского считал, что этот конкурс стал триумфом нового поколения виолончелистов. "Самое симптоматичное, - говорил Ростропович, - что это поколение принесло нам не только обилие талантов, но и обилие совершенно различных виолончельных школ и творческих индивидуальностей. Всем нам было очень приятно то внимание, тот глубокий интерес, который проявили к конкурсу и музыканты, и многочисленные любители музыки".
Зал на виолончельных состязаниях заполнялся до отказа и огромное количество людей следило за ходом соревнования у радиоприемников и телевизоров.
Этот конкурс виолончелистов стал настоящим прорывом и началом нового этапа в истории исполнительского искусства на этом инструменте. Член жюри II и III конкурса, один из ведущих виолончелистов XX века Григорий Пятигорский отмечал: "Известно, виолончель долгое время была в загоне. Это был инструмент, так сказать, "второразрядный", особенно в сравнении с фортепиано и скрипкой. Если угодно, отголосок этих взглядов сказался и на Первом конкурсе Чайковского. Я даже немного злился тогда. Но, конечно это не единственный пример… Теперь я счастлив, что на Втором конкурсе Чайковского представлен мой любимый инструмент. Я хочу, чтобы был и Третий, и Тридцатый, и Сотый конкурс имени Чайковского".
Первым победителем конкурса Чайковского по специальности "виолончель" стала представительница СССР Наталья Шаховская. Она же стала и первой женщиной, завоевавшей высшую награду на конкурсе.
После конкурса в своем интервью Даниил Шафран сказал: "Первую премию жюри присудило Наталье Шаховской, воспитаннице Козолупова (уже после конкурса она занималась в аспирантуре у М. Ростроповича). Она покорила всех не только блестящим выступлением в финале, но и удивительной ровностью игры в предыдущих этапах соревнования. Конечно, жюри не только суммировало арифметические результаты: решающим было живое художественное впечатление от всех трех туров.
Игра Шаховской проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Оно властно заставляет слушать себя, "захватывает" внимание публики с первой же ноты".
Открытием конкурса 1962 года стало и выступление еще одной представительницы отечественной виолончельной школы 19-летней Натальи Гутман, получившей тогда третью премию. О ней с нескрываемым восхищением говорили многие члены жюри. Среди них был и Даниил Шафран: "Когда слушаешь самую юную участницу конкурса - Наталью Гутман, поражаешься исключительности ее дарования. У нее уже сейчас великолепное мастерство, умение целиком "погрузиться" в музыку. И, что еще важнее, она обладает яркой, неповторимой индивидуальностью".
В свою очередь Григорий Пятигорский вспоминал: "Меня очень тронула маленькая девчушка с серьезным лицом - Наташа Гутман. Она совершенно обаятельна. Талант, очень большой талант… Гутман играет обаятельно, женственно, но сила и у нее есть. Она меня очень заинтересовала. Я ее один раз поцеловал, такую серьезную и милую, такую застенчивую и грустную. И потом заметил, что она вдруг улыбнулась. Это была единственная улыбка, которую я увидел у нее в течение всего конкурса".
Но победа в конкурсе, признание жюри и публики далеко не всегда гарантировали успех в дальнейшем. Но и у Шаховской, и у Гутман все сложилось.
После конкурса Наталью Шаховскую ждала интересная и удачная исполнительская карьера. И с конкурсом Чайковского она не расставалась, но уже в качестве многократного члена жюри и его председателя. Ученики Шаховской не раз становились лауреатами Конкурса Чайковского, а Денис Шаповалов (XI конкурс) и Сергей Антонов (XII конкурс) стали его победителями.
Сегодня Наталья Гутман - признанный мэтр, она входит в число ведущих виолончелистов современности. Среди ее учеников множество ярких музыкантов уже нового поколения.
В нынешнем XV конкурсе в состязании виолончелистов принимает участие ученик Натальи Шаховской - Александр Рамм, пытавшийся четыре года назад покорить конкурс Чайковского, и ученик Натальи Гутман - Александр Бузлов, который уже становился лауреатом II премии XII конкурса имени Чайковского. Оба они только что прошли на XV Конкурсе во второй тур.