Сальников: На Европейских играх российские пловцы не разочаруют

На Европейских играх в плавании выступают только юношеские сборные. И у наших молодых есть шансы на победу. Четырехкратный олимпийский чемпион и президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников рассказывает о нынешних секретах своего вида спорта.

На всех последних юношеских чемпионатах континента наши выступают уверенно. А чего ждете сейчас?

Владимир Сальников: Да, вот уже на четырех юниорских чемпионатах подряд берем по два десятка медалей. И эти первые Европейские игры для нас не стали каким-то сюрпризом. Мы знали, как и к чему готовиться.

А то, что Игры комплексные и в некоторых из 20 видов спорта выступают звезды мировой величины, а в плавании - юниоры, не преуменьшает роли пловцов?

Владимир Сальников: Нет. Через несколько лет лучшие из них будут бить рекорды на взрослых мировых и европейских первенствах. Тут вопрос несколько в другом. Например, борцы в Баку одновременно с медалями Игр разыгрывали и звания чемпионов Европы. Пойдет ли на это Лига европейского плавания? И еще многое зависит от того, как сложатся следующие Европейские игры. Не помните, кто их проводит?

Должны были голландцы, но они отказались. Появились турки - хотят пригласить Игры в Стамбул и еще два города. А здесь, в Азербайджане, многие журналисты без всяких подсказок говорят о нашей Казани. Но у казанцев и без того хватает и чемпионатов, и забот.

Владимир Сальников: Понимаете, в Казани на Универсиаде турнир пловцов провели на высочайшем уровне - прямо чемпионат мира. И уровень Универсиады сразу поднялся. Восприятие - шикарное, как и Дворец водных видов. А организация - безукоризненная. Поедем туда в июле на мировое первенство с радостью. А сейчас давайте посмотрим, как будет плыться в Баку. Если уровень юношеских состязаний впечатлит, то почему бы им не превратиться к следующим Евроиграм в серьезнейший взрослый турнир? Если да, то тогда и многие государства будут вкладывать солидные финансы в подготовку к нему, замелькают знаменитые имена, а там, глядишь, и рекорды. Появится престиж, без чего в большом спорте нельзя.

Чего можно ждать от сборной России в Баку?

Владимир Сальников: В ней, понятно, молодые ребята. Здесь у многих верный шанс обратить на себя внимание, выделиться. Тут выложатся все. И поэтому я жду неплохого выступления. Мы не разочаруем.

Почему в юниорах у нас здорово, а до взрослых чемпионатов они не доплывают?

Владимир Сальников: Потому что в большом спорте и в большой современной жизни все очень серьезно. Мы запустили программу "Я стану чемпионом". Но до Олимпийских игр-2012 в Лондоне нам не хватило года, возможно, двух. Приток молодых пловцов в сборную - колоссальный, идет смена, появляются новые имена, есть определенные результаты.

А как с олимпийским "золотом"?

Владимир Сальников: Но идет определенный отсев. В сборной удерживается каждый пятый. Остальным чего-то не хватает. Чаще всего желания пахать. Иным - сил. Других губят травмы. И еще появилось новое невиданное в плавании явление. Я называю его синдромом участника эстафеты. Их сейчас столько и во всех - медали, звания. Мы утром, чтобы попасть в финал, можем выставить одну четверку, а вечером другую, сильнейшую. И все восемь получают по правилам ФИНА призы. А пловцы задумываются: что лучше, мучиться на 1500 метрах без особых шансов на успех или вложиться в утреннюю, вечернюю эстафету. Некоторые выбирают эстафету.

А что вы говорили про современную жизнь?

Владимир Сальников: То, что она отличается от прежней. Сейчас родители решают многое. Видят: у сына не идет, а затрата сил на плавание - огромная. И быстренько уводят его из бассейна. Умеет отлично плавать, и достаточно, а карьеру и деньги он сделает, окончив университет, где получит многообещающую профессию.

И нельзя уговорить?

Владимир Сальников: Сложно. Особенно в большом городе, где столько, нет, не соблазнов, а возможностей. Чтобы добиться успеха в плавании, спортсмен должен сегодня проводить на сборе 320 дней в году. Как правило, удача приходит на восьмом году занятий. А когда пловец уезжает к себе домой, особенно если дом далеко, то нет гарантии, что форма и все наработанное сохранится. Скорее гарантия в ином: мало что сохранится.