23.06.2015 22:15

Хмуриться не надо, "Лада" едет

АвтоВАЗ запустил конвейер после суточного простоя
Накануне АвтоВАЗ остановил все производственные линии, в том числе контрактную сборку иномарок из-за сбоя поставок комплектующих. Вчера с поставщиками все же договорились, и завод возобновил работу всех автосборочных линий, кроме той, на которой собирают "Лада" 4х4. Запустить производство внедорожника планируется в среду. На зарплатах рабочих суточный простой конвейера не отразится.

- Мы не вводили режим простоя - это означает, что возникшая ситуация не повлияет на уровень зарплат в июне, - комментирует председатель профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев. - Рабочие с пониманием отнеслись к краткосрочной остановке и были заняты дополнительными работами по сервису и обслуживанию производственного оборудования.

22 июня автозавод остановил конвейер из-за проблем с поставками сидений, выхлопных систем, датчиков. При этом ижевская "дочка" АвтоВАЗа, на площадке которой готовят к запуску новинку седан "Лада Веста", работала в штатном режиме.

На работе дилеров суточный простой АвтоВАЗа также не отразится. По данным продавцов, в условиях спада продаж у них в запасе есть месячный запас автомобилей.

Официально тольяттинский автозавод не называет причины сбоя поставок автокомпонентов, а также те заводы, которые сорвали поставки. Из неофициальных источников известно, что среди них "АвтоВАЗагрегат", производство сидений у которого согласно открытой информации покупает АвтоВАЗ, и группа "Полад". Представители обеих компаний вчера были недоступны для комментариев.

Отраслевые эксперты говорят, что сбой поставок мог произойти именно из-за того, что сейчас на "АвтоВАЗагрегате" идет процесс смены собственника.

- Не исключаю, что также могли возникнуть проблемы с логистикой, - рассуждает аналитик Андрей Третельнков. - Но вряд ли у завода существуют серьезные разногласия с партнерами. У АвтоВАЗа, с одной стороны, есть рычаги давления на поставщиков. Но с другой в долгосрочной перспективе менеджмент должен понимать, что если предприятие работает с низкой рентабельностью, завтра поставщика может просто не стать. Поэтому игнорировать требования партнеров завод тоже не может.

Напомним, у АвтоВАЗа самый высокий уровень локализации среди отечественных автопроизводителей. Порядка 81 процента компонентов предприятие закупает у российских поставщиков. Всего же партнеров у волжского автогиганта более 700.

С проблемами поставок автокомпонентов АвтоВАЗ уже сталкивался. Так, в октябре 2014 года завод был вынужден остановить на несколько дней линию по сборке "Лада Калина" и "Лада гранта" в связи с тем, что три поставщика не смогли своевременно обеспечить завод необходимыми компонентами для выпуска автомобилей. После этого инцидента завод ужесточил требования к поставщикам: снижение дефектности поставляемой продукции, увеличение отсрочки платежей по поставкам, снижение закупочных цен и обеспечение эффективной логистики, исключающей некомплектную сборку и простой конвейеров.

В 2015 году АвтоВАЗ рассчитывает продать на российском рынке 325 - 350 тысяч автомобилей "Лада"

В 2014 году перебои с поставками были в том числе из-за предприятий "Объединенных автомобильных технологий" (входит в госкорпорацию "Ростех"). Однако в этом году АвтоВАЗ получил доступ к управлению ими и готовится приобрести часть активов.

Кстати, в 2015 году АвтоВАЗ рассчитывает продать на российском рынке 325-350 тысяч "Лада" и 70 тысяч машин отправить на экспорт. Тогда как в 2014 году продажи автомобилей "Лада" составили 387,3 тысячи машин, а на экспорт было отгружено 51,7 тысячи авто. Между тем на фоне общего падения российского авторынка доля "Лада" растет. А в мае она составила 19,3 процента.