На церемонии открытия временно исполняющий обязанности главы администрации области Александр Никитин поздравил всех с праздником музыки и памяти. Потому что этот монумент, по его словам, становится не просто памятником знаменитым военным капельмейстерам, но и памятником связи времен. Ведь музыка этих композиторов-земляков прошла несколько войн, включая Балканскую, Русско-Японскую, Первую Мировую и Великую Отечественную. И по-прежнему жива, и превзойти ее оказалось невозможно.
Оба музыканта учились и служили в Тамбове, оба по-настоящему любили этот уютный купеческий город, оба черпали здесь вдохновение. И не случайно на открытие памятника и, конечно, на фестиваль в этот день приехала дочь Василия Агапкина Аза Свердлова с семьей.
Через неделю Аза Васильевна будет отмечать 94-летие, своего возраста она не скрывает, и многие могли бы позавидовать ее энергии и жизненной силе. Выступая на открытии памятника отцу, она вспомнила, как он творил здесь же неподалеку на улице Гимназической, ныне носящей название Коммунальная.
Символично, что создан монумент совсем молодыми скульпторами и архитекторами Александром Мироновым, Вадимом Фроловым и Софьей Шленкиной, чья работа победила на конкурсе, объявленном Российским военно-историческим обществом. Под звуки фанфар слетело покрывало, и у подножия памятника, запечатлевшего образы двух настоящих русских офицеров, патриотов без пафоса и верноподданичества, появились персонажи той, теперь уже далекой эпохи. Сестры милосердия, дамы в шляпках, провожающие мужей на войну, студенты, солдаты - как будто Тамбов благодаря машине времени вернулся на сто лет назад. А над площадью неслись звуки щемящего вальса "На сопках Маньчжурии" Ильи Шатрова, которые затем сменились аккордами марша "Прощание славянки" Василия Агапкина. И такого количества цветов от горожан, наверное, давно не собирал в Тамбове ни один монумент.
Продолжился фестиваль грандиозным гала-концертом на своем традиционном живописном месте - на площади Музыки, что раскинулась на берегу Цны. Тысячи зрителей заняли склоны высокого берега реки, и началось уникальное музыкальное дефиле. Каждый коллектив старался представить не только мастерство оркестрантов, но и зрелищное представление, перестаиваясь во время исполнения композиций и показывая не только инструментальные, но и вокальные номера - оказалось, что мастера медных труб могут не только виртуозно играть, но и завораживающе петь а-капелла.
Что же касается репертуара, то здесь звучало все - от классики жанра в виде известных маршей и вальсов до фольклорных произведений, джаза, эстрады и даже рока. Например, открывший гала-концерт оркестр Штаба Черноморского флота из Севастополя, исполнив фантазию на темы песен времен Великой Отечественной войны, конечно, не обошелся без оригинальной аранжировки знаменитого "Яблочка". Оркестр Высшего военного командного училища из Казани выдал народные татарские напевы. Концертный оркестр из Беларуси вплел в ткань своей мини-оратории тему из хита "Песняров" "Добрый вечер, девчиначка!". Ну а, пожалуй, самую горячую овацию вызвали постоянные участники фестиваля - суворовцы оркестра Московского военно-музыкального училища. Тут было и соло на барабанах, и танцы с выходом, и строевая "волна" под бешеный ритм "Танца с саблями" Хачатуряна, а прием публики оказался как на солидном рок-концерте.
Завершило фестиваль выступление оркестра Министерства обороны России и его солистов, а затем сводного оркестра всех участников фестиваля под дирижерскую палочку главного военного дирижера страны генерал-лейтенанта Валерия Халилова.