Как россияне отметили Год литературы

2015 год объявлен в России Годом литературы. Конечно, многие скажут: "Что это значит? В 2015 году мы читаем книги, а в 2016-м возьмем и перестанем".

Отчасти они будут правы. Конечно, кто читает, тот не представляет своей жизни без книги всегда, неважно какой год на дворе. А кто не читал... Таких, к сожалению, у нас слишком много. 35% населения вообще не читают книги. 44% не открывали ни одной книги за год, а сам процесс чтения нравится только 17%. Это данные, которые получило министерство культуры. И, несмотря на эти не слишком оптимистичные цифры, все акции по популяризации чтения хороши. И без господдержки здесь трудно обойтись. Хотя есть и настоящие подвижники, как, например, дворник из Благовещенска, который собирает книги, которые выбросили их владельцы, и складывает их у себя в дворницкой. "РГ - Неделя" рассказывала об этой истории. Книг набралось на целую библиотеку. Нужна ли ему господдержка? Наверное, нет. В силах каждого сохранить свои домашние библиотеки, которые собирали родители, бабушки и дедушки. Или хотя бы отнести книги в районную библиотеку, где к ним отнесутся гораздо бережнее, или в букинистический магазин.

О том, что не обязательно перекладывать пропаганду чтения на плечи государства, свидетельствуют и другие события, которые происходят в Год литературы по всей стране.

Расписались среди книг

В Калининграде молодожены вместо ЗАГСа расписались в... областной библиотеке. В разговоре с сотрудниками Калининградской областной научной библиотеки влюбленная пара призналась, что они хотят провести необычную свадьбу. Вместо свадебных букетов родственники и друзья принесли молодоженам в качестве подарка книги. Сама библиотека подарила супругам роман Олега Глушкина "Анна из Кенигсберга", трилогию "Говорят женщины... мужчины... и дети" и рецептурный справочник о яичнице.

Оценивают читатели

В другой библиотеке, в Новосибирске, объявили творческий конкурс эссе "Дневник читателя". В конкурсе могут участвовать читатели от 18 лет. Читатели могут присылать отзывы о прочитанном произведении, рецензии, комментарии по поводу прочитанного, собственные иллюстрированные материалы (рисунки и фотографии) к литературным произведениям.

Ваньке Жукову написали письма

Школьники Воронежского села Колбино отправили письма персонажу знаменитого чеховского рассказа Ваньке Жукову. Ребята пригласили Ваньку к себе, пообещали накормить конфетами, научить кататься на коньках и даже подарить сапоги, чтобы он смог убежать в деревню к дедушке. Автор проекта - сельский библиотекарь Нина Сотникова, которая ведет "Школу творческого чтения" при библиотеке. Она выяснила, что рассказ "Ванька" Антона Чехова убран из школьной программы, и решила обратить внимание школьников на это произведение.

Пушкин на языке майя

В Архангельске вышла книга переводов стихотворения Пушкина на 210 языков мира "Я помню чудное мгновенье". Инициатором выступил директор Архангельского литературного музея Борис Егоров. С переводом помогали многочисленные друзья Егорова и даже Министерство иностранных дел РФ. Из 210 переводов стихотворения 140 сделано впервые, специально для музея. Для перевода на язык брибри представителям посольства пришлось ехать в резервацию, где жили носители этого языка. Так, на юге Коста-Рики впервые прозвучал Пушкин.

Неизвестный Шаламов

На литературном фестивале "Четвертая Вологда" на родине Варлама Шаламова презентовали сборник его неизвестных стихотворений. Они уместились в маленькую изящную книгу. Также в доме Шаламова в Вологде открыли новую экспозицию о нем. Посетителям впервые представили фотографию молодого Шаламова из следственного дела 1929 года и конфетные фантики на литературные темы, выпускавшиеся в начале XX века. По ним совсем маленький Варлам приобщался к литературе.

Компетентно

Владимир Григорьев, заместитель главы Роспечати, о Годе литературы

- Этот год, надо честно признать, мы ждали с нетерпением. Потому что все-таки главное - эмоциональный настрой. Знаете, должна быть в индустрии такая пассионарность, ощущение, что чего-то можно сделать. И мы пытались эту пассионарность не только разбудить, мы пытаемся ее сохранить. В конечном итоге, я думаю, что, может быть, мы сподобимся выйти на то, чтобы подготовить концепцию государственной программы развития литературы и книжного дела Российской Федерации.

Что же касается экономического блока... Ну смотрите: допустим, вопрос стимулирования творчества как такового, проведение мастер-классов, поддержка Школы молодого литератора, выдача грантов - это дело государства? Наверное, да. Развитие книготорговой инфраструктуры без соответствующих льгот по аренде, без соответствующих грантов, наверное, невозможно. Развитие библиотек - абсолютно государственное дело. Развитие легального пространства в информационных и коммуникационных сетях, то есть борьба с книжным пиратством... Поймите, мы поначалу, в общем, даже приветствовали появление "Библиотеки Мошкова": лишь бы читали! Но когда это становится элементом, давящим на развитие самой книжной индустрии, это надо регулировать.

Дальше. Популяризация чтения, продвижение чтения, особенно среди молодежи - наверное, тоже да. Поддержка и продвижение русской литературы за рубеж - отдельная тема. Я вам назову десятка два тем, которые являются объектом пристального внимания со стороны Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Естественно, мы не должны вмешиваться в то, что называется "рыночные отношения" как таковые. Но создать возможность целым сегментам, зонам книжной индустрии для гармоничного развития - да.