Как все начиналось
В прошлом году проект стартовал в резиденции Ивана Грозного в городе Александрове. Затем участники экспедиции сыграли в Крестовой палате Суздальского Кремля, рядом со стеклоплавильной печью в цехе недавно восстановленного знаменитого Хрустального завода, на родине Ильи Муромца в Муроме. Исключение в этом списке турне по знаковым местам Золотого кольца составил, пожалуй, только замок графа Храповицкого в Судогодском районе.
Толчком к состоявшемуся там концерту классической музыки стала беседа двух увлеченных музыкантов. Один рассказал другому, как известный европейский маэстро любит музицировать на развалинах старинных замков. Услышав об этом, другой загорелся идеей организовать нечто подобное на развалинах неоготической усадьбы в поселке Муромцево.
Первым собеседником был лауреат престижных международных конкурсов, виолончелист Борис Андрианов. Вторым - директор Владимирского центра классической музыки, дирижер губернаторского симфонического оркестра Артем Маркин, давно мечтавший о таком музыкальном фестивале.
Так при поддержке областных властей и министерства культуры возник план первой "Музыкальной экспедиции". А москвичу Борису Андрианову, организовавшему российский фестиваль "Поколение звезд", пришлось стать художественным руководителем нового владимирского проекта и полностью сосредоточиться на нем.
Ковровский катарсис
Первой точкой гастрольного маршрута второй экспедиции стал Ковров. Это было единственное выступление музыкантов, которое планировалось не на открытой площадке, а в городском ДК имени В.П.Ногина.
Буквально за 15 минут, едва открывшись, огромный зал был заполнен слушателями до отказа.
- Чего ждете от концерта? - спросила я у заведующей отделом культуры горадминистрации Натальи Поярковой.
- Ощущение катарсиса, чтобы слезу пробило, как и должно быть от встреч с классической музыкой, - ответила она.
На сцене звучала музыка Маснэ, Сен-Санса, Шопена. С губернаторским симфоническим оркестром и соло выступали скрипачка Елена Ревич, которую композиторы выбирают для первого исполнения своих произведений, пианист Яков Кацнельсон, сотрудничающий с десятками известнейших дирижеров, выдающийся виолончелист, один из ведущих российских музыкантов своего поколения Борис Андрианов.
И дождь, и ветер
Концерт на знаменитой Солнечной поляночке в Вязниках "отменил" проливной дождь. Пришлось перебираться в Дом культуры. Возникло сомнение, стоит ли играть полностью концерт Бетховена "из непопулярных"? Однако хорошо знающий вязниковскую публику дирижер Артем Маркин предложение сократить программу моментально пресек.
В Мстере сцену Экспедиции установили на главной площади: с одной стороны - Свято-Богоявленский монастырь, где зародилось искусство лаковой миниатюры, прославившей небольшой поселок, с другой - двухэтажное здание художественного музея, где собраны самые известные работы местных мастеров.
Новое место встретило без дождя, но пронизывающим холодным ветром с реки Мстерки. Чтобы ноты не разлетелись с пюпитров как бабочки, пришлось искать канцелярские зажимы для бумаги.
Позже восходящая звезда, 21-летний скрипач из Япониии Фумиаки Миура, присоединившийся к Экспедиции во Мстере, признался:
- Это был самый сложный концерт в моей жизни. Руки мерзли, и я испугался, смогу ли сыграть.
Но сыграл, по отзывам коллег, блестяще.
Звуки и пейзажи
Надо отметить, что площадки для выступлений на пленере подбирались непросто. Кроме удобства, акустических возможностей, учитывались и "внешние" данные. Живописное место на берегу Мстерки на фоне монастырских куполов пришлось отклонить из-за синих газовых труб.
Почти идеальной гармонии музыки и окружающего пейзажа удалось добиться в древнем Гороховце. От него до Владимира 180 километров. Поэтому знакомство музыкантов с этим старинным городком началось задолго до концерта.
Место для концертного зала под открытым небом выбрали за рекой напротив Гороховца. И в открытый задник сцены, как картина в раму, вписались храмы и монастыри старинного городка на высоком холме над Клязьмой. Местная публика начала собираться задолго до начала концерта. Среди ожидающих был местный старшеклассник. Разговорились. Оказалось, он, гитарист-самоучка, никогда не видел настоящую виолончель. И еще очень хотел съездить на концерт классической музыки в большой город. К радости, музыка приехала сама.
Здесь к группе музыкантов присоединились скрипач Борис Бровицын и знаменитый квартет имени Давида Ойстраха, известный еще и тем, что все его участники играют на старинных инструментах итальянских мастеров XVIII и XIX веков. Объединившись в сикстет, они представили два произведения - "Воспоминания о Флоренции" Чайковского и "Просветленная ночь" Шенберга.
Акустическая коллекция
По мнению Артема Маркина, воскресное выступление получилось наиболее акустически удачным. С камерной сцены усадьбы Танеевых удалось получить отличное звучание на всей площади расположения слушателей. Здесь погода смилостивилась. И звезды решили, что больше всего к теплому тихому летнему вечеру подходит музыка Мендельсона.
Одни наслаждались музыкой сидя в кресле, другие прямо на лужайках, третьи - на дорожках восстановленного парка, встречая на пути дам и кавалеров, одетых по моде позапрошлого века. И могло показаться, что вот-вот к дому подъедут кареты, и его хозяева выйдут навстречу гостям.
Поездка на концерт в родовое гнездо композитора Сергея Танеева заставила вспомнить о музыкальных вечерах, традиционно проходивших в дворянских усадьбах. А таких в области десятки. И в танеевском доме им посвящена отдельная экспозиция. Вот только какие-то лежат в руинах, какие-то еще возможно спасти, как спасли ее в селе Маринино власти Ковровского района.
Подумалось, что у каждого за это время собралась своя коллекция впечатлений. В Маринино лично мне запомнился необычный "солист": из крон старых лип вдруг запел соловей, стараясь попасть в такт музыке.
Немузыкальный экспромт
Последний "выездной концерт" проекта "Музыкальная экспедиция" состоялся в селе Давыдово вблизи единственного в мире дома-музея композитора Александра Бородина.
Сын породнившегося с семьей композитора Александра Дианова, Сергей завещал дом своих предков селянам под музей или музыкальную школу. Музей тогда организовать не удалось, а вот музыке он сам учил местных детей 10 лет. Открывшись в 80-е годы прошлого века по инициативе местных жителей как народный, он стал недавно филиалом Камешковского музея. И до недавних пор состоял на районном бюджете. Не удивительно, что сегодня ему требуется помощь.
Музыкальная экспедиция не чурается экспромтов. На этот раз он был не музыкальным. Вместе с Борисом Андриановым на сцену вышла заместитель директора областного департамента культуры Алиса Бирюкова и объявила о решении участников проекта "Музыкальная экспедиция" подарить дому-музею Бородина участок земли для организации летней музыкальной веранды.
На давыдовской сцене впервые выступил один из самых известных трубачей в мире Сергей Накаряков. О большом концерте в Давыдове для людей, которые не имеют возможности поехать в столичные концертные залы, Алиса мечтала, еще работая в Центре классической музыки. И вот через шесть лет мечта сбылась.
Георгий Юфа, певец, виолончелист:
- Для музыкантов такой фестиваль - замечательная форма общения друг с другом и со зрителями. Занимаюсь музыкой разных направлений. Недавно мы со своей группой "Рофано" проехали по городам Урала. Удивлялись, сколько приходит людей и слушает музыку, которая практически не звучит в медиа-пространстве. "Музыкальная экспедиция" - уникальный, абсолютно мессионерский проект. Это красиво и благородно, когда собираются музыканты и приезжают к своей публике.
Артем Маркин, директор Центра классической музыки, главный дирижер Владимирского губернаторского симфонического оркестра:
- Мне давно понятно, что чем неискушеннее публика, тем она лучше воспринимает музыкальное искусство и классическую музыку в частности. Считаю, что культурный эффект такого воздействия иной, и его нельзя сравнивать с эффектом воздействия филармонии, концертного зала, когда приходят подготовленные люди и знают, что они будут слушать. Думаю, что красот нашей области хватит не на одну "Музыкальную экспедицию": рядом с Покровом есть монастырь на острове, думаю об усадьбах наших видных государственных и военных деятелей - Суворова, Сперанского, Багратиона. Конечно, нужно поддержать и тему Воронцовской усадьбы.