В Омске торговля одеждой и обувью сократилась на 42 процента

Падающий покупательский спрос и растущая стоимость аренды помещений вынуждают торговые организации сворачивать бизнес. Так, сразу шесть представительств крупной дискаунтерской сети покинули "насиженные гнезда" в бойких местах города, оставив на окнах ранее занимаемых зданий плакаты с адресами еще действующих магазинов.

По словам руководства компании, причина свертывания деятельности - подстегнутая кризисными явлениями оптимизация розничной сети с целью избавится от нерентабельных торговых офисов. В оставшихся магазинах цены поднялись в полтора раза, и прямо пропорционально сократилось число покупателей.

Заметно опустели залы специализированного обувного центра на улице Красный путь. Объявления "Сдается в аренду" выставлены и в других офисах, где прежде размещались магазины одежды и обуви. Некоторые витрины уже покрылись слоем пыли, на вывесках других красуются названия вновь открывшихся кафе и фастфудов. По словам специалистов, это тоже признак экономического упадка: с его наступлением горожане, как правило, начинают более активно интересоваться кулинарией, а не шопингом.

Эксперты не исключают, что процесс оптимизации в сфере продаж изделий легкой промышленности продолжится: с 1 июля в Омске на семь-двенадцать процентов подорожают коммунальные услуги, а вместе с ними поднимутся и платежи за арендованные квадратные метры.

В этом году fashion-рынок будет не на высоте, признают в региональном союзе предпринимателей. С начала года торговля одеждой и обувью в Прииртышье сократилась на 42 процента, а компании среднего ценового сегмента с недорогими брендами потеряли почти шестьдесят процентов продаж. Ситуацию не улучшила и стабилизация курса рубля. Все это рикошетом ударило по производственной сфере.

- Объемы производства в отрасли заметно снизились, - сообщил исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Игорь Ульянов. - В меньшей степени это коснулось текстильной и кожевенной промышленности - на шесть процентов, в большей - обувной и швейной - на девятнадцать и тридцать два процента соответственно.

Впрочем, ретейлеры не падают духом и рассчитывают на рост продаж в связи с наступлением периода летних отпусков, а также надеются на осень, когда начнется новый сезон деловой активности.

Тем не менее уже заметно, что производители снизили номенклатуру экстравагантных нарядов.

- В этом году наши поставщики сделали упор на яркие цветные вещи, которые в период отпусков пользуются особой популярностью у клиентов, - сообщила менеджер крупного маркета Ирина Зуйкова. - И сделали правильный ход. В мае-июне покупателей прибавилось, и у нас вновь появилась возможность проводить акции скидок. Судя по всему, осенний ассортимент также будет отличаться более сочным колоритом.

Между тем, чтобы снизить цены, производители отдают предпочтение недорогим тканям и фурнитуре. Кожаную и замшевую обувь заменяют искусственные аналоги. Классику сменяют китч и авангард, Европу - Россия и Азия.

Эксперты полагают, что, несмотря на сложности, дефицит товаров легкой промышленности на местном рынке не предвидится.

- Состояние торговли в Омске характеризуется как среднестабильное, - отмечает директор департамента экономической политики мэрии Омска Гульнар Айтхожина. - Несмотря на колебания, в городе представлены практически все форматы современной торговли. Согласно данным маркетингового исследования, у нас около двенадцати тысяч предприятий потребительского рынка, в том числе восемнадцать гипермаркетов, 737 супермаркетов, десять моллов (торгово-развлекательных центров), шестнадцать рынков и 270 торговых комплексов. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить спрос горожан и сохранить конкуренцию, способствующую сдерживанию цен.

По данным экономистов, обеспеченность омичей торговыми площадями (более одного квадратного метра на человека) превышает среднероссийский минимум. Правда, магазины в городе размещены крайне неравномерно.

- Большая часть торговых объектов сосредоточена в центре, а тот же Октябрьский округ, где сконцентрированы крупные заводы, этим похвастать не может, - поясняет президент Союза организаций торговли Омской области Борис Сватков. - Впрочем, это явление временное. Производство идет на подъем за счет высоких технологий, которые предполагают компактные цеха. За счет освобождающихся площадей начинается строительство новых микрорайонов. А там, где массово возводится жилье, тут же появляются магазины и торговые центры.

Насколько они будут востребованы, покажет время. А пока опросы общественного мнения свидетельствуют, что 75 процентов покупателей со средним доходом намерены продолжить экономию семейного бюджета, ограничив себя в шопинге и отдавая предпочтение более дешевым товарам. В целом по итогам 2015 года аналитики Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности прогнозируют сокращение российского рынка одежды и обуви на 25-35 процентов.

Между тем

По данным Омскстата, численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства в 2014 году снизилась на 7,4 процента - до 92,6 тысячи человек. Около шестидесяти процентов ИП занято в сфере оптовой и розничной торговли. Общая выручка с учетом всех налогов и платежей в 2014 году составила 181,65 миллиарда рублей, что на 2,4 процента меньше, чем в 2013-м. На долю предпринимателей, занятых в сфере торговли, пришлось 85,1 процента этой суммы.