Новости

30.06.2015 14:58
Рубрика: Культура

Энциклопедия конкурса Чайковского: По каким нотам играют на конкурсе

На XV конкурсе Чайковского проходит сейчас самый напряженный тур - финал, где конкурсанты в обязательном порядке исполняют сочинения Петра Ильича Чайковского для солистов с оркестром. А это - популярнейшие сочинения Чайковского для концертной сцены: Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром и, конечно же, один из символов конкурса Чайковского - Первый фортепианный концерт си-бемоль минор. В финале XV конкурса Первый Чайковского будет сыгран пятью участниками, и только один финалист Лукас Генюшас выбрал для своего выступления Второй концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.
Обложка издания партитуры Концерта №1 для фортепиано с оркестром из личной библиотеки Чайковского. Фото: предоставлено Госудаственным музее-заповедником П.И. Чайковского в Клину

Музыканты постоянно исполняют эти популярнейшие сочинения, но не все знают, что тексты этих, столь любимых публикой сочинений, дошли до сегодняшнего дня не в том виде, в котором их создавал Петр Ильич Чайковский. Еще при его жизни произведения эти подвергались изменениям.

К примеру, такая история произошла с Вариациями на тему рококо. Когда Вариации готовили к первому изданию, друг Петра Ильича Чайковского, известный виолончелист Вильгельм Фитценхаген сам внес в это сочинение значительные изменения. Чайковский тогда не возражал, но позже высказывал свою неудовлетворенность.

А знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского звучит уже более 120 лет с изменениями, которые были сделаны вообще уже после смерти Чайковского. Считается, что эти изменения сделал знаменитый пианист Александр Зилоти, друг Чайковского, ученик Ференца Листа. В этой версии изменилось изложение начала сочинения, темпы, нюансы, кардинальным образом влияющие на характер всего сочинения. В финале была сделана большая купюра. Новой версией концерта и ее распространением возмущался друг Чайковского, его ученик - композитор Сергей Иванович Танеев.

В связи с этой ситуацией он писал пианисту Константину Николаевичу Игумнову: "…сочинения, наиболее распространенные, доходят до нас, пройдя через руки одного или нескольких редакторов. Степень участия этих лиц в редактировании сочинений бывает различною: иногда они ограничиваются обязанностями простого корректора, иногда проявляют большую самостоятельность, внося в текст изменения и по¬правки, не предусмотренные автором, и в этом направлении нередко доходят до со¬вершенно бесцеремонного распоряжения чужим сочинением. …и мы, приобретая, например, сонату Бетховена, не можем быть уверены, выставлен ли данный оттенок или лига самим автором или же лицом, редактировавшим эти сочинения.

Для того, чтобы избегнуть той накипи, которая с течением времени образуется на сочинении от работы разных редакторов, необходимо справляться с первоначальным его текстом, и теперь с этой целью издаются классические сочинения в подлинном виде, так называемый Urtext".

В ХХ веке постоянно возникали дискуссии в отношении версий Первого концерта Чайковского. В спорах принимали участие и музыканты, принадлежавшие к числу современников композитора, и исполнители этого сочинения, и музыканты новых поколений. В 1951 году на страницах журнала "Советская музыка" развернулась обширная полемика вокруг редакций концертов и концертных пьес Чайковского. В защиту авторского текста выступили выдающиеся музыканты - дирижеры Константин Соломонович Сараджев и Александр Васильевич Гаук, пианист Александр Борисович Гольденвейзер.

На конкурсах Чайковского также возникала эта тема: несколько раз пытались ввести в обязательную программу исполнение сочинений Чайковского в авторских редакциях. Но проблема в том, что у исполнителей до сих пор нет выбора, потому что по большей части нет самих изданий авторских версий, а есть только приближенные к авторским тексты Вариаций на тему рококо и Скрипичного концерта.

Газета "Daily Graphic" от 14 июня 1893 года с зарисовками участников торжеств в Кембридже. Единственное, сохранившееся ихображение дирижирующего Чайковского.. Фото: предоставлено Госудаственным музее-заповедником П.И. Чайковского в Клину

Наконец, в преддверии 175-летия Чайковского и XV конкурса в рамках проекта Академического полного собрания сочинений Чайковского вышли в свет обе авторские редакции Первого фортепианного концерта. В 2014 году в день рождения композитора 7 мая вторую авторскую редакцию Первого концерта впервые за 120 лет исполнил в Клину участник нынешнего XV конкурса Андрей Коробейников (с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева).

А первую запись Первого концерта Чайковского в авторской версии сделал вместе с Немецким симфоническим оркестром Берлина и дирижером Джеймсом Гаффиганом пианист Кирилл Герштейн, к слову, ученик члена жюри нынешнего XV конкурса Чайковского Дмитрия Башкирова.

Остается надеяться, что теперь авторские тексты Первого концерта Чайковского, как и других его сочинений, готовящихся к изданию в Полном собрании, будут востребованы исполнителями и станут обязательными в программе конкурса Чайковского.

Культура Музыка Классика Энциклопедия Конкурса имени П.И. Чайковского Конкурс имени П.И. Чайковского-2015
Добавьте RG.RU 
в избранные источники