Сколько все-таки управляющих компаний остались без лицензий? В каких регионах больше всего домов остались бесхозными?
Александр Сидякин: Всего в РФ за получением лицензии обратились 15 233 управляющие компании. Это не 100% от общего числа, многие из зарегистрированных УК добровольно не стали подавать заявки, видимо, понимая, что накопили массу нарушений, и у них просто нет никаких шансов сдать квалификационный экзамен. В ходе проверок лицензионными комиссиями выяснялось, что 1899 соискателей получили отказ. В среднем по России это было 15-20% от их общего количества в регионе. Очень много отказов было в Пермском крае - из 389 заявившихся компаний 149 получили отрицательное заключение комиссии. В Московской области 120 отказов, однако, если исходить из общего количества зарегистрированных в регионе УК - 926, - показатели оказались не выше среднего. В Бурятии абсолютно все 102 УК региона подали заявки, однако 20 из них не смогли подтвердить профпригодность. В Калининградской области из 204 региональных УК на лицензирование заявились 179. Из этого числа в итоге выбыли 29 организаций. В Татарстане было выдано лицензий 220 УК, в Казани отказано в выдаче трем УК.
Таким образом, получился двойной отсев - часть УК даже не стали пытаться пройти процедуру лицензирования, другая часть не смогли выполнить все экзаменационные условия и до 1 мая обзавестись "знаком качества" в сфере ЖКХ. Чаще всего среди нарушений встречались либо предоставление недостоверных сведений, либо нераскрытие информации о деятельности УК.
Неполучение лицензии не означает, что УК окончательно ушли с рынка. Процедура лицензирования продолжается, они могут подаваться снова, доказывать свою добросовестность и на конкурентных началах получать дома в управление.
Что стало с теми УК, которые не прошли лицензирование?
Александр Сидякин: У них всегда есть возможность вернуться. Сдать квалификационный экзамен и управлять домами только с соблюдением всех стандартов раскрытия информации. Часть УК, безусловно, канет в Лету. Возможно, правоохранительные органы возбудят уголовные дела за махинации. Тем не менее за тот период, который был отведен на проведение лицензирования УК, по результатам мониторинга, проведенного "Школой грамотного потребителя", не было выявлено ни одного серьезного нарушения органами власти субъектов РФ процедуры формирования лицензированных комиссий и проведения квалификационного экзамена УК. Поставленные задачи по наведению порядка на рынке УК были достигнуты.
Вам не кажется странным, что, к примеру, в городе-миллионнике Самаре почти 60% домов оказались без управдомов. Почему сложилась такая ситуация? И как решается проблема обеспечения управления домами, оставшимися без УК после их лицензирования?
Александр Сидякин: В Самаре 10 173 многоквартирных дома (МКД), по итогам лицензионной кампании, 17 из 70 УК, в чьем ведении находилось около 4 тысяч домов, не получили или не захотели получить лицензии. Например, есть такая УК "Альтернатива". В ее ведении было почти 2000 домов. Так она заявила, что содержать жилищный фонд для них экономически нецелесообразно, так как в городе много ветхого и аварийного жилья. В результате они просто, что называется, умыли руки. Это к вопросу о социальной ответственности бизнеса. После этого МКД были переданы муниципальному предприятию "Жилсервис". Сейчас около тысячи домов проходят процедуру выбора новой лицензированной УК. К слову, их количество теперь в Самаре увеличилось на 30% - конкуренция возросла. Согласно 255-ФЗ, если УК не получила лицензию, то возможно два варианта действий. Первый - обратиться в жилинспекцию с тем, чтобы оперативно передать дом в управление муниципалитету до момента проведения открытого конкурса по отбору новой компании. Второй вариант - органы МСУ сами назначают временную УК до момента проведения общего собрания жильцов или открытого конкурса на право управления многоквартирным домом.
Подобные коллизии возникают зачастую из-за того, что процедура с "отлучением" УК не имеет четкого регулирования. Планируется ли внести изменения в 255-ФЗ?
Александр Сидякин: Сегодня зачастую приходится слышать слова критики в адрес минстроя по итогам лицензионной кампании. Как правило, претензии носят тенденциозный характер и не имеют под собой серьезных оснований. Возможно, это делается для того, чтобы вернуться к попыткам ввести саморегулирование в отрасль ЖКХ. Напомню, что после долгих дискуссий на тему злоупотреблений и недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющими организациями, на уровне первых лиц государства было принято решение о введении лицензирования в ЖКХ. Это решение исполнено, практика применения закона покажет о дальнейших перспективах реформирования ЖКХ.
Кстати
Минстрой России предлагает штрафовать УК за некачественное предоставление услуг и за неверные квитанции. Поправки в Жилищный кодекс, предусматривающие штрафы управляющим компаниям в пользу потребителей за некачественное предоставление услуг и за неверные квитанции, приняты Госдумой 9 июня. Согласно законопроекту, плата за общедомовые нужды теперь будет входить в плату за жилищные услуги в размере, ограниченном нормативом, который будут устанавливать субъекты РФ. "Благодаря этому уйдут в прошлое споры о размерах начислений, тщетные попытки жильцов проверить их обоснованность, а также обременение добросовестных потребителей оплатой всех "небалансов" по дому", - пояснил главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис. Кроме того, поправками вводится очно-заочная форма голосования на общедомовом собрании. Теперь нет необходимости собирать на такие собрания всех жильцов МКД. Достаточно того, что активные собственники сами подготовят проект решения, которое затем доводится до остальных жильцов, которые в заочной форме подписывают протоколы. Протоколы получают статус официального документа, что предполагает уголовную ответственность за их подделку.