И вот первая поездка на "Славянский базар в Витебске", где хор выступит в концертах открытия фестиваля и на Дне Союзного государства.
Сегодняшний гость "СОЮЗа" - композитор и аранжировщик хора Александр Амерханов.
Александр Викторович, как вы пришли в коллектив?
Александр Амерханов: Я был принят во второй класс Московского Государственного хорового училища имени Свешникова. После полутора лет учебы в обычной школе хоровое училище показалось мне другой планетой: вместо типового здания - дореволюционный особняк с чугунными лестницами и лепниной на потолках. Вместо шумных классов - уютные камерные аудитории, небольшое количество учеников. И никаких девчонок, чисто мужской коллектив! По окончании училища поступил в академию, образованную на базе хорового училища в 1991 году, потом - в аспирантуру.
В 16 лет впервые спел в церковном хоре: мой одноклассник Митя Корчак попросил подменить его во Всесвятском храме на Соколе. Я приглянулся регенту. Певцом Хора Сретенского монастыря стал в 1999 году.
Каким запомнили тот хор?
Александр Амерханов: Он был достаточно возрастной. Тогда отец Тихон поехал в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Матфею (Мормылю), знатоку церковного пения, с просьбой порекомендовать хорошего регента. О. Матфей рекомендовал иеромонаха Амвросия (Ермакова), который с радостью перешел в Сретенскую обитель. Амвросий начал активно омолаживать состав, но светской деятельностью хора он тяготился. Концертной деятельностью мы стали заниматься с нынешним руководителем хора Никоном Жилой.
Как рождаются новые программы?
Александр Амерханов: Хор высокопрофессиональный и очень мобильный в освоении нового репертуара: быстро прочитали ноты, быстро выучили.
Как успеваете и служить, и выступать?
Александр Амерханов: В последние годы у нас бывало по 18-20 концертов в месяц, и это помимо служб! Постоянный цейтнот!
В чем, по-вашему, уникальность хора?
Александр Амерханов: Есть такое расхожее выражение: "кадры решают все". Помимо высокопрофессиональных певцов, солистов, аранжировщиков, деятельной административной линии у нас есть особые "скрепы". Во-первых, все мы люди воцерковленные. Во-вторых, коллектив у нас очень молодой, работоспособный, выносливый, если хотите. И в-третьих, мы очень дружны. Дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я работал и с другими коллективами.
Репертуар хора на Рождественском фестивале, который проводит обладатель ордена Франциска Скорины Владимир Спиваков и в котором вы ежегодно участвуете, состоял однажды сплошь из ваших композиций.
Александр Амерханов: "Рождественский фестиваль" - это всегда особая мотивация для нас. Каждый год мы делаем новую программу, стараемся побаловать чем-нибудь наших слушателей. Разряжаем концертный график и репетируем. Я взялся за эту большую работу не только оттого, что эта музыка мне интересна. С творениями Дилецкого, Титова, Бортнянского связаны воспоминания музыкального детства, первые личные робкие композиционные опыты, первые мысли о твердом следовании музыкальной дорожкой в дальнейшей жизни.
Что касается переложений со смешанного состава на однородный, эта работа в некотором смысле механическая, однако требующая большого хормейстерского опыта, дабы переложение получилось сообразно замыслу композитора, чтобы оно было удобно для исполнения, учитывало уровень мастерства конкретного коллектива. Например, если бы я делал переложение для хора Сретенской духовной семинарии, которым я руковожу с 2006 года, то это было бы немного другое, отличное от того, которые я делаю для профессионального хора.
А разве русское барокко близко отцу Тихону?
Александр Амерханов: Придворная, нарядная музыка ему не близка. Как-то на службе рискнули спеть концерт Дегтярева - и получили взыскание от отца Тихона.
У Хора Сретенского монастыря последний диск "Любимых песен" вышел с дореволюционными текстами. Кому пришла идея?
Александр Амерханов: Отец Тихон как-то рассказал, что ему известны песни, которые исполнялись раньше с другими текстами. Мы стали разбираться. Выяснилось, что таких песен не так много. И это интересно не только с музыкальной, но и с исторической точки зрения. На концертах, перед исполнением этих песен, мы немного рассказываем об их истории.
Вы работаете не только с мужским Хором Сретенского монастыря, но и со студенческим. Поете ли совместно?
Александр Амерханов: К сожалению, очень редко. Причина - слишком мало места в храме. Но это будет возможно, когда в 2017 г. будет построен новый просторный храм. Антифонное пение - это же так величественно и торжественно!
Рядом с Владимирским собором Сретенского монастыря возводится новый храм, где богослужение будет проходить на открытом воздухе. Пока же вы участвуете в богослужениях в старом храме. Какая акустика в нынешнем храме?
Александр Амерханов: Прекрасная. Владимирский собор возведен в XVII веке, прекрасно сохранился. В верхней части храма, в стене над иконостасом, есть голосники - специальные полые отверстия. Эти древние акустические приспособления здорово "вытаскивают" высокие частоты. Это хорошее подспорье для семинарского хора, где частенько дефицит теноров.
Баритонов и басов достаточно?
Александр Амерханов: Достаточно! Но для меня, как регента студенческого хора, важнее всего вовлечь как можно больше студентов в богослужебно-музыкальный процесс, порой в ущерб сбалансированности состава.
Пополняется Хор Сретенского монастыря из студенческого?
Александр Амерханов: Большой хор преимущественно пополняется из среды профессионалов и выпускников музыкальных вузов. Студенческий же хор - непрофессиональный, его певцы - это будущие священники. Но самые голосистые и музыкально грамотные семинаристы наряду с профессионалами не только поют на службах, но и частенько выезжают на гастроли.
Вы не раз выступали в Крокус Сити Холле. К сожалению, сорвался концерт "Голоса вселенского православия"?
Александр Амерханов: Изначально программа этого концерта должна была объединить выступления трех хоров - Хора Сретенского монастыря, грузинского Патриаршего хора и Государственного академического хора им. Г. Верёвки из Киева. Однако напряженный гастрольный график грузинского хора, а также печальные события на Украине не дали воплотить в жизнь этот яркий проект. Жаль...
Оставшись в одиночестве, мы долго думали, как "склеить" фабулу выступления. Ведь площадка серьезная, заставляющая выносить на сцену что-то новое и необычное. Энергетика в Крокусе ни с чем не сравнимая. И нами были найдены нужные музыкальные и сценические решения. Тогда в хоре прошел боевое крещение белорус Сергей Волчков, победитель телепроекта "Голос".
В январе этого года прошли незабываемые концерты по книге о. Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые", собравшие 12 тысяч зрителей, а в честь 70-летия Победы хор дал концерт вместе с ансамблем "Россия", саундтрек которого к фильму " Отель "Гранд Будапешт" получил "Оскара".
Александр Амерханов: 19 и 20 октября в Крокус Сити по многочисленным просьбам зрителей пройдет повтор литературно-музыкальной композиции по книге архимандрита Тихона "Несвятые святые".
Кто вас пригласил на "Славянский базар в Витебске"?
Александр Амерханов: Директор фестиваля Александр Сидоренко.
Какие песни прозвучат?
Александр Амерханов: Любимые песни. "Ах, ты степь широкая", "Не для меня придет весна", "Любо, братцы, любо", песни военных лет, такие как "Враги сожгли родную хату", "Эх, дороги", популярные и всеми любимые романсы "Белой акации гроздья душистые", "Утро туманное", вальс начала ХХ века "На сопках Маньчжурии".
Это первая ваша поездка в Беларусь?
Александр Амерханов: Мы уже выступали в этом году в Минске. Нас очень тепло встречали. Результатом этого выступления и стало приглашение на "Славянский базар".