Пока началось лишь предварительное слушание. На скамье подсудимых заместитель генерального директора ООО "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов, старший мастер службы пути Валерий Башкатов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов и помощник дорожного мастера 3 дистанции пути Юрий Гордов. Все подсудимые - работники ГУП "Московский метрополитен". И уголовная статья одна на четверых - 263 УК РФ - "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена лицом в силу выполняемой работы, повлекшее смерть двух и более лиц". Они обвиняются по части 3 этой статьи, которая предусматривает до 7 лет лишения свободы.
Расследованием занимался Следственный комитет. По версии следствия, 15 июля 2014 года примерно в 8 часов 34 минуты в перегоне тоннеля между станциями Московского метрополитена "Парк Победы" и "Славянский бульвар" произошло крушение электропоезда. Причину аварии специалисты назвали позже - "неустановление двух тяг между остряками стрелки, расположенной в месте съезда на вновь строящуюся линию метро". В результате 24 человека погибли и 188 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Кроме того, ГУП "Московский метрополитен" был причинен материальный ущерб на сумму свыше 331 миллионов рублей. Башкатов и Трофимов были привлечены к работам по устройству этого съезда, которые проводили по указанию Круглова. Гордов осуществлял надзор за этими работами.
Как заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, версия следствия о виновности Круглова, Башкатова, Трофимова и Гордова подтверждается совокупностью собранных доказательств. В их числе заключения комплексных железнодорожно-технической, трасолого-металловедческих, компьютерно-технической, фото-видеотехнических экспертиз, а также информационно-технической экспертизы регистраторов параметров движения поезда и процессоров. Следствие также располагает изобличающими вину подсудимых показаниями потерпевших, свидетелей, специалистов и экспертов, а также протоколами осмотров места происшествия и другими необходимыми доказательствами.
Но на этом расследование аварии в метро не завершено. Под следствием остаются еще 9 человек из числа руководителей и работников ГУП "Московский метрополитен", а также коммерческих структур, которые занимались организацией строительных работ и контролем за ними.
Маркин говорит, что в настоящее время уже предъявлены обвинения по той же 263-й уголовной статье начальнику Службы пути ГУП "Московский метрополитен" Юрию Сильянову, его заместителю Валерию Малышеву, начальнику 3 дистанции пути Службы пути ГУП "Московский метрополитен" Николаю Мельникову, его заместителю Анатолию Казанцеву, а также осуществлявшим обход пути монтёрам пути 3 дистанции пути ГУП "Московский метрополитен" Юрию Шеянову и Наталии Веденеску.
По словам Маркина, допущенные этими лицами системные нарушения, повлекшие крушение, стали возможны из-за фактического "сращивания" ряда лиц из числа руководства ГУП "Московский метрополитен" с представителями коммерческих строительных организаций, осуществляющих работы на объектах метрополитена, с целью извлечения максимальной выгоды в ущерб безопасности пассажиров.