В Севастополе сотрудники ГАИ показали, чем ловили лихачей в 70-е
На площади Нахимова сегодня было непривычно много сотрудников ГИБДД в исторической форме и ретро-техники. Они рассказывали о том, как служили инспекторы дорожного движения разных эпох и на каких авто ловили нарушителей.
- Мы хотим показать жителям и гостям Севастополя историю ГИБДД, познакомить с автомобилями начиная с года основания ГАИ и до наших дней, а также со спецтехникой и формой, - рассказал "РГ" сотрудник ГИБДД России в Севастополе, лейтенант полиции, командир автомобильно-мотоциклетной группы "Красная армия" Денис Сираев. - Автомобили были отреставрированы сотрудниками и ветеранами полиции, а также членами группы "Красная армия". Спецтехнику мы находили в запасниках ГАИ, у пенсионеров. Мы стараемся сохранить и сберечь всю технику, которая относится к истории, к каким-то важным событиям.
На выставку своим ходом приехал настоящий ветеран милицейской службы - ГАЗ М-1 выпуска 1936 года, ровесник сегодняшнего праздника.
- ГАЗ М-1, или "эмка", выпускался с 1936 по 1943 год и использовался советской милицией в качестве служебного автомобиля вплоть до конца 1950-х, - рассказывает участник военно-исторического клуба Игорь Демишев, одетый в милицейскую форму времен войны. - Это первый советский серийный автомобиль. У него трехступенчатая коробка передач, а разгонялся он до 105 километров в час. А на мне форма сотрудника ОРУД (Отдел регулировки уличного движения), ее носили милиционеры с 1943 по 1947 годы. С 1947 года форма была видоизменена, в нее одет всем известный Дядя Степа.
Внимание зрителей было приковано к ярко-желтому ГАЗ-21, который использовали для сопровождения правительственных кортежей, а также к легендарной черной "Чайке" (ГАЗ-13), в которой возили глав государства в 1970-1980-х. Ребятня с интересом обследовала салоны автомобилей, садилась за руль и не отказывалась от возможности включить сирену в современной полицейской машине.
За 18 лет работы в ГАИ Денис Сираев со своими сослуживцами собрал большую коллекцию техники, которая стояла на службе правопорядка в течение 79 лет. Он с увлечением рассказывает, какие значки носили севастопольские милиционеры с 1970-х годов, как со временем менялись громкоговорители и радиостанции, приборы для определения скорости и алкотестеры.
- Это хронометр скорости, - показывает Денис обычный на вид секундомер. - Наши сотрудники замеряли им скорость автомобилей в 1970-х годах. Ориентировались по расстоянию, например, от столба до столба, и использовали специальную расчетную таблицу. Инспектор останавливал нарушителя и в качестве доказательства превышения скорости предъявлял хронометр.
- И что, этого доказательства было достаточно? - недоумевают водители на выставке.
- В 70-х годах была совсем другая ситуация, - объясняет Сираев. - Инспектор был всегда прав, а водитель соглашался. Но прогресс на месте не стоял, и появились первые радары.
- Интересный прибор "Шумомер-1", - продолжает он. - Его использовали во второй половине 1980-х. Тогда многие мотоциклисты снимали "пятаки" с глушителей и носились по городу с диким ревом бандами по 20-30 человек. Чтобы привлечь их к ответственности, в ГАИ использовали такие шумомеры.
Лидер автомобильно-мотоциклетной группы "Красная армия" мечтает открыть в Севастополе музей техники советского периода. Для музея надо найти помещение, а в экспонатах недостатка не будет.
- Часть нашей техники уже экспонируется на территории "35-й береговой батареи", - говорит он. - Мы хотим создать большой музей отечественной техники, собираем и восстанавливаем автомобили, мотоциклы и даже велосипеды. Думаю, ограничений тут быть не должно. Например, в музее транспорта в Дрездене представлена вся техника от велосипедов до паровоза.