Сейчас наступил не менее значимый период - завершение разработки и принятия большого количества подзаконных нормативных правовых актов, способствующих практической реализации положений закона.
Отрадно, что при разработке закона минпромторг прислушался к мнению бизнес-объединений. Так, в документе нашло отражение предложение ТПП РФ о заключении специальных инвестиционных контрактов, гарантирующих неизменные условия ведения бизнеса до окончания реализации проекта и увеличение срока самого контракта до 10 лет. По логике, это должно мотивировать бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные проекты.
Все мы понимаем, что предприятия должны иметь оборотные средства. И получить их за редким исключением можно только в банке. Однако финансовая система сейчас устроена таким образом, что банкам неинтересно финансировать производство. И сейчас особое беспокойство производственного бизнеса, прежде всего малого и среднего, без участия которого немыслимо увеличение деловой активности и экономического роста в стране, вызывают трудности с доступом к финансовым ресурсам для нормального рыночного развития.
Шоковое повышение ключевой ставки до 17,5 процента не просто сильно затруднило кредитование производственных бизнес-проектов, оно оказалось крайне болезненным и для самого банковского сектора.
В начале реализации программы докапитализации банков ТПП РФ выступила в поддержку принципиальной позиции о недопустимости отсечения от этой программы нескольких сотен небольших, но эффективно работающих региональных банков. Именно они исправно кредитуют малые и средние предприятия и помогают наполнять региональные и местные бюджеты. В мае правительство прислушалось к нашим доводам, но еще не все проблемы сняты с повестки дня.
Считаем, что необходимо выработать четкие критерии, по которым можно будет судить, что же получат предприятия реального сектора экономики на выходе программы по докапитализации банков. Улучшится ли их обеспеченность кредитными ресурсами или будет создан режим наибольшего благоприятствования для финансовых спекулянтов? Думается, здесь уместно воспользоваться опытом развитых стран, где строго отслеживается целевой характер использования средств налогоплательщиков, которые вливаются в капитал банков. В США в таких случаях установлена привязка выделенных бюджетных денег к количеству новых рабочих мест.
Без денег, как мы все понимаем, ни о каком росте деловой активности в производственной сфере не может быть и речи. Между тем, по итогам первого квартала нынешнего года падение уровня кредитования малого бизнеса по сравнению с аналогичным периодом 2014-го составило 36 процентов. И даже сейчас, при снижающейся ключевой ставке Центробанка, участники рынка считают, что малые и средние предприятия, скорее всего, ожидает дальнейшее сокращение объемов кредитования.
Конечно, ТПП РФ позитивно воспринимает попытки властей расширить инструменты рефинансирования кредитных портфелей банков, где заемщиками выступает МСБ, увеличить прозрачность сделок, упростить процедуры использования возможностей Национальной гарантийной системы. Но соответствуют ли принимаемые меры масштабу стоящих задач? К примеру, Агентство кредитных гарантий планирует за этот год выдать гарантии 2700 субъектам МСП, что составляет менее процента от их общего количества в РФ. Можно ли всерьез говорить о большей доступности к банковскому финансированию заемщиков, имеющих кредитную историю, не говоря уже о начинающих предпринимателях?
Также бизнес-сообщество беспокоит проблема избыточных неналоговых платежей, "достающих" предпринимателей не меньше обычных налогов.
Неналоговые платежи создают колоссальную нагрузку на бизнес. Правительство поддержало ряд предложений палаты, сформированных по итогам опроса бизнеса. В частности, пересмотреть порядок взимания платы за размещение отходов производства и потребления, установить на три года коэффициент "0" при расчете экологического сбора, уплачиваемого производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты своих потребительских свойств, мораторий на введение обязательных требований для перевозчиков по обеспечению безопасности, по созданию резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мы продолжаем мониторить ситуацию. Тем более что число желающих поучаствовать в раскручивании спирали затратной экономики, к сожалению, не идет на убыль. Весьма показательной в этом плане выглядит идея с ноября этого года обложить специальным сбором все большегрузные автомобили массой свыше 12 тонн, якобы разбивающие федеральные дороги.
Также крайне остро малые и средние предприниматели ставят вопрос о том, чтобы вошла, наконец, в цивилизованные рыночные рамки практика их участия в государственных закупках товаров и услуг и закупках, проводимых естественными монополиями и компаниями с государственным участием.
Здесь стоит отметить, что по поручениям, данным по итогам апрельского заседания Госсовета, ФАС и Генпрокуратура до конца года проверят, каким образом обеспечивается доступ малого и среднего бизнеса к закупкам. Также по итогам Госсовета было дано поручение распространить действие закона 44-ФЗ на государственные и муниципальные предприятия (в срок до 1 октября). Таким образом, ГУПы и МУПы будут обязаны проводить открытые конкурсы и соблюдать правило о доле закупок у МСП.
Принципиальную важность приобретает идея объединения всех участников контрактной системы закупок: заказчиков, поставщиков, юридических лиц, предоставляющих гарантии, владельцев электронных площадок. Именно такая форма сотрудничества способна избавить закупочный процесс от изъянов, о которых все чаще заявляют независимые исследователи. Профилактической мерой в этом направлении могут стать Единые региональные центры сопровождения контрактной системы (ЕЦСКС), создаваемые по инициативе ТПП РФ. Такие центры уже открыты в Перми и Краснодаре. На очереди - их создание в Санкт-Петербурге, Красноярске.