"Правый сектор" объявил в Мукачево войну Киеву

Бойня в закарпатском райцентре Мукачево, устроенная боевиками "Правого сектора" (организация признана в России экстремистской - от Ред), поставила официальный Киев перед непростым выбором - либо объявлять "истинных патриотов" банальными бандитами, либо делиться с ним властью и доходами. Ход событий показывает, что на решительные действия президент Порошенко и компания пока не отважились.

На момент написания заметки переговоры с двумя десятками боевиков "Правого сектора", прорвавшихся из Мукачево в соседний Переченский район, еще продолжались, а операцию по обезвреживанию "организованной преступной группировки" - именно так официально рассматривают этих конкретных лиц в МВД, Генпрокуратуре и Службе безопасности Украины (СБУ) - отложили. Вероятно, из-за приезда на Закарпатье главаря ПС, обладающего неприкосновенностью депутата Верховной Рады Дмитрия Яроша вместе с восьмью приближенными, к тому же вооруженными. Якобы, они намереваются "контролировать ход расследования". Перед этим Ярош успел выдвинуть Порошенко ультиматум: потребовал отправить в отставку руководство всех силовых ведомств Закарпатья вместе с главой МВД Арсеном Аваковым, и арестовать ряд лиц, которых он считает истинными виновниками конфликта, включая и участника трехсторонней контактной группы по урегулированию на Донбассе Виктора Медведчука.

Начался же масштабный внутриполитический кризис… из-за сигарет. Как можно понять из обнародованной официальной информации, боевики 1-го резервного батальона Добровольческого украинского корпуса (ДУК) ПС, расквартированного в Закарпатье, "забили стрелку" местному авторитетному бизнесмену и депутату Верховной Рады Михаилу Ланьо, которого злые языки называют одним из крупнейших контрабандистов края. В версии самих "правосеков", они хотели пресечь незаконный экспорт дешевых украинских сигарет в страны Евросоюза. По мнению же милиции, речь шла о "перекрышевании" контрабандных каналов, причем начало конфликта отсчитывают еще с середины июня - перестрелка стала лишь кульминацией "разборок".

Нужно пояснить, что климатический курорт Мукачево, кроме многочисленных памятников архитектуры, известен еще как столица украинской контрабанды. Обороты этого "рынка" исчисляются сотнями миллионов, если не миллиардами долларов: достаточно сказать, что одна фура с сигаретами приносит "правообладателям" прибыль в полмиллиона "зеленых". Кроме сигарет через границу с Венгрией и Словакией идут лес, спирт, бензин, лекарства и многое другое. Здесь в порядке вещей тоннели под границей, контрабандные трубопроводы, и даже переброска товара по воздуху - дельтапланами и малой авиацией. Кроме того, Закарпатье - хотя и самый западный регион страны, но наиболее пестрый в этническом отношении, и наименее затронутый украинским национализмом. Поэтому явление вооруженных "правосеков", судя по местным СМИ и форумам, здесь восприняли как вторжение агрессивных и чужеродных элементов.

Как бы то ни было, переговоры с Ланьо в принадлежащем ему спортивно-развлекательном комплексе "Антарес" закончились выстрелом в голову охранника депутата, приездом на место событий руководства городской милиции, спешным отступлением "правосеков", и последующей перестрелкой с милицией на выезде из города, где в ход пошли пулеметы и подствольные гранатометы. Результатом стали три сожженных милицейских автомобиля, четверо раненных горожан и шестеро правоохранителей. При этом роль переговорщика с занявшими оборону в пригородном селе боевиками первым взял на себя депутат Верховной Рады Виктор Балога - бывший руководитель президентского секретариата Ющенко и глава самого влиятельного местного клана, у которого не первый год натянутые отношения с бывшим компаньоном Михаилом Ланьо. Это даже породило в украинских СМИ версию о некой заинтересованности Балоги, которого тоже связывают с контрабандой, в конфликте между "правосеками" и Ланьо.

О том, чьи интересы отстаивали "правосеки" в Мукачево, возможно, даст ответ следствие, подкрепленное обещанием генпрокурора Виктора Шокина разобраться с контрабандой на Закарпатье. Куда хуже для Киева, что конфликт обнажил тлеющий конфликт между центральной властью и не имеющим официального статуса "Правым сектором", и глубже - между властью и недовольной частью украинских "патриотов", желающих продолжения войны на Донбассе, и одновременно - немедленного улучшения качества жизни путем реформ.

В Киеве, очевидно, упустили бесценные часы, когда распоясавшихся боевиков можно было жестко подавить. "Патриоты" отреагировали намного быстрее. "Правый сектор" объявил мобилизацию и начал бессрочную акцию протеста под стенами администрации Порошенко, а также во Львове, Одессе и Запорожье. В свою очередь карательные батальоны "Азов" и "Донбасс", ведомые такими же депутатами парламента Билецким и Семенченко, выступили с заявлениями, в которых хотя и выразили сожаление в связи со случившимся, но считают недопустимым применение силы к своим "побратимам" и в целом - "добровольцам", и недвусмысленно указывают, что произошедшее - вина "преступной власти".

Голоса журналистов и депутатов, указывающих на то, что "Правый сектор" - преступники, и своим поведением они хоронят "европейские перспективы Украины", тонет в согласном хоре тех, кто готов простить боевикам все, считает их героями, и припоминает Порошенко все невыполненные обещания. Таким образом, все усилия президента по улучшению имиджа власти оказались перечеркнутыми буквально из-за пачки сигарет. И пока Порошенко хранит молчание, Словакия уже ввела на границе с Украиной усиленный режим патрулирования, опасаясь перехода вооруженных боевиков на свою территорию.

Между тем

"Правый сектор" начал сооружать блокпосты на дорогах к Закарпатью, чтобы помешать передвижению техники, сил милиции и Нацгвардии к Закарпатью. Первый блокпост сооружен на Житомирской трассе под Киевом. Кроме того, львовские "правосеки" уже контролируют дороги на карпатских перевалах, ведущие к Мукачево.