"Именно в таком многообразии, в соединении традиций, безусловно, и кроется сила, огромный потенциал и БРИКС, и ШОС", - заявил президент России, подводя итоги. В Уфу были приглашены и руководители стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), поэтому получилось даже не два, а три саммита. Отвечая на вопрос "РГ" на пресс-конференции, Владимир Путин объяснил, зачем нужно искать точки соприкосновения между интеграционными проектами.
Саммит БРИКС дал старт практической работе финансовых институтов - Нового банка и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. Было решено до конца года подготовить "дорожную карту" с перечнем крупных проектов и запустить виртуальный секретариат. У заседания в рамках Шанхайской организации сотрудничества другие итоги: впервые за 15 лет решено увеличить число участников: подписаны документы о начале процедуры приема Индии и Пакистана. "Шестерка" (Казахстан, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) превратилась в "восьмерку". Лидеры также договорились повысить статус Беларуси до уровня наблюдателя; партнерами по диалогу стали Армения, Азербайджан, Камбоджа и Непал. "Добиться консенсуса при большем количестве стран - тем более стран-соседей, у которых по объективным соображениям очень много вопросов друг к другу да и историческая подоплека отношений не всегда очень простая, - в этом-то и заключается сила принимаемых решений", - пояснил Путин. "Если такие общие решения имеют место, то это гарантия стабильности", - уверен он.
Председательство в ШОС перешло к Узбекистану, и президент этой страны Ислам Каримов очень беспокоился на встрече с российским лидером: как будет проходить и насколько долгим будет процесс вступления Индии и Пакистана, "если не забывать, что эти два государства не рядовые, они же еще и с ядерным оружием". Но, очевидно, Путин нашел весомые аргументы, и на заседании Каримов уже никакой тревоги по поводу новых участников не высказывал, зато, как и другие, переживал из-за ситуации в Афганистане.
Один из приоритетов деятельности ШОС - по прежнему безопасность. Афганистан обсуждали подробно и долго. Десятилетнее пребывание международного военного контингента не принесло качественного улучшения, усугубляет все активность террористов так называемого "Исламского государства", "распространивших свои щупальца и на эту страну", отметил президент РФ. Решили "не откладывать в долгий ящик" программу сотрудничества в борьбе с терроризмом и сепаратизмом и начать разработку конвенции по борьбе с экстремизмом. Казахстанский лидер даже предложил обсудить в ООН возможность создания единой мировой сети борьбы с терроризмом. А его узбекский коллега хотел бы видеть в ООН спецкомиссию по ИГ. При этом Каримов напомнил, что ШОС не направлена против других стран и это не военно-политический альянс.
Глава Афганистана внимательно слушал все выступления и печалился: его страну воспринимают как источник угрозы и нестабильности, но военные стараются - за последние три дня уничтожены уже два лидера ИГ. "Во-первых, многие террористы приезжают из ваших стран и используют нашу территорию, для того чтобы дестабилизировать ситуацию уже в ваших странах и других странах региона", - парировал он. Они не борются с афганским правительством, подчеркнул Ашраф Гани, призвав выяснить, откуда эти люди, кто им платит и получает пользу от их действий. Что до второй угрозы - наркотиков, то нужно бороться не только с производителями, но и с распространителями, указал он. Доходы от наркоторговли - действительно, один из главных источников финансирования террористов, и на саммите наметили планы по противодействию этой угрозе. Лидеры также утвердили Стратегию развития ШОС до 2025 года и Уфимскую декларацию.
Было решено расширять экономическое направление, Путин пригласил представителей стран ШОС на Восточный экономический форум во Владивосток. "Очевидно, что сообща мы можем более действенно противостоять кризисным явлениям в мировой экономике и финансах, легче преодолевать разного рода ограничения и барьеры", - уверен он.
В Уфе много говорили об идее сопряжения двух интеграционных проектов: ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути", рассказал президент, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". "Мы считаем, что оба эти проекта совместимы и друг другу не противоречат. Более того, все наши коллеги и в рамках ШОС, и в рамках БРИКС говорят очень часто об одном - о том, что устойчивого развития обеспечить невозможно без развития инфраструктуры. Это касается железнодорожной инфраструктуры, автомобильной инфраструктуры, авиационной, портовой, трубопроводного транспорта. И с этим трудно не согласиться", - подчеркнул он. "И проекты "Экономического пояса Шелкового пути", и наши проекты по развитию Транссиба и БАМа, некоторые наши планы в рамках Евразийского экономического союза - все говорят об одном и том же: нам нужно просто сопрягать наши усилия. И мы это активно обсуждаем. Уверен, такие проекты будут найдены", - заверил глава государства.
На саммите звучала и тема Украины. "Некоторые коллеги интересовались, и мы давали видение этой ситуации так, как мы ее себе представляем", - пояснил Путин. Отражена эта проблема и в итоговых документах. "Все мы сходимся в одном - в том, что нет никакого другого решения украинской проблемы, кроме как возможности решить ее мирным путем и через полное, безусловное исполнение договоренностей, достигнутых в Минске", - выразил он общее мнение. Урегулирование пробуксовывает из-за того, что Киев не хочет вести прямые переговоры с Донбассом, считает глава государства. Российский лидер также призвал побыстрее снять санкции с Ирана (кстати, тогда эта страна тоже может вступить в ШОС - заявка уже есть), да и вообще этот инструмент "не должен использоваться в мировой экономике, потому что он ее переворачивает с ног на голову". Еще одна тема мировой повестки - Греция. Наша страна, несмотря на трудности в экономике, вполне может помогать партнерам, что и делает. Но за помощью Афины к Москве не обращались. При этом Путин считает, что нельзя "перекладывать" все на греков: Еврокомиссия должна была принять меры еще раньше.
На пресс-конференции президент также пояснил свои планы по йоге. "Будем считать, что я начал пока с духовного, - улыбнулся он. - Но и в этом мне еще нужно много над собой работать". На завершающий вопрос, что грядет через 10 лет и какие языки учить детям, Путин посоветовал: русский и башкирский. И заключил, что страны БРИКС - будущие лидеры мира и мировой экономики.