Проект капремонта трассы М-7 изменили по настоянию общественников
Сто первый километр
Обсуждение было не только долгим, но и бурным: эмоции порой зашкаливали так, что сплошной недовольный гул заглушал голоса выступающих специалистов. Да и "не по сценарию" разговор пошел уже с первых минут. Прервав начавшего было свой отчет замначальника управления дороги Алексея Борисова, горожане буквально засыпали его вопросами.
Дело в том, что с проектом капремонта участка федеральной трассы, проходящей через Покров, многие смогли ознакомиться на муниципальном сайте, а потому оказались хорошо информированы. Из 506 километров автомагистрали Москва - Нижний Новгород на 18-тысячный Покров приходится всего четыре - с 100-го по 104-й километры. С давних времен эта дорога пересекала город из конца в конец, разделяя на две части. Но телег и карет на ней давным-давно не видно, зато машины идут сплошным потоком - до 50 тысяч в сутки! Причем 70 процентов - грузовики.
- Ночью, когда проезжают фуры, в комнате трясется мебель, - поделилась жительница центральной улицы Покрова.
И это лишь небольшая иллюстрация огромной проблемы. Дорожники предложили свой выход из тупика - капитальный ремонт. В его рамках планировалось убрать светофоры и на всем протяжении трассы в городе установить бетонный отбойник толщиной 80 сантиметров, возвести четыре надземных перехода и один подземный, дома вдоль магистрали закрыть шумозащитными экранами, а на въезде и выезде из города построить два разворотных кольца для автомобилей…
Этот проект превратил практически все население Покрова в оппонентов дорожников. В нем они увидели надвигающуюся катастрофу: деление города на две части и транспортный коллапс.
- Покров строился по генплану Екатерины Второй, это изуродует старый город, - высказался один из противников капремонта художник Виктор Трофимов. - Поликлиника, пожарная, две школы находятся с одной стороны дороги, промзона и половина жилого массива - с другой. Переходы будут без крыш высотой в три этажа. С ноября у нас морозы, скользко, не каждый по ним пойдет. Зарегистрировано в городе 5 тысяч автомобилей, еще больше машин у московских дачников. Всем им предлагается разворачиваться в двух концах города. Увеличится расстояние подъезда для скорой помощи и пожарных. Словом, жизнь будет несладкая.
Виктор Трофимов принес на слушания свою схему устройства дорожного движения. Предложил оставить сквозное пересечение дороги на светофорах, убрав левые повороты, что, по его мнению, должно на порядок сократить аварийность.
Нелегко на сердце
- Все равно сделают по-своему, нас никто не послушает, - дала скептическую оценку сидевшая в зале рядом с корреспондентом "РГ" покровчанка с улицы Ленина. - Муж не пошел. Сказал, разволнуется. А у него больное сердце. Был инфаркт.
Не исключено, что некоторым особо эмоциональным участникам в этот день пришлось принимать таблетки "от сердца". Но, судя по аргументации, люди пришли не митинговать, а решать насущные проблемы и потому основательно подготовились.
Член инициативной группы жителей, выступающих против капремонта участка трассы М-7, Наталья Елшина попыталась доказать несостоятельность предложенного решения с помощью строительных норм и правил. По ее мнению, исходя из СНиПов, довести дорогу до нормативного состояния первой категории с помощью запланированных дорожниками мероприятий не удастся.
Так, при интенсивности движения 50 тысяч машин в сутки количество полос на дороге в черте Покрова должно быть шесть, а не четыре, как предусмотрено. Разработчики проекта намерены установить шумозащитные экраны на тротуарах, в связи с чем непонятно, сколько места останется для пешеходов. Более того, в местах застройки такой экран не защищает от шума, а наоборот, приводит к его увеличению. Наконец, одобрительные аплодисменты вызвало заявление Натальи Елшиной о том, что дороги первой категории, как правило, прокладывают в обход населенных пунктов.
- Предлагаю в капремонте ограничиться установкой легких ограждений, чтобы люди не перебегали трассу в неположенном месте, а в дальнейшем строить обход вокруг города, - закончила активистка выступление.
Людей беспокоила и судьба местного бизнеса. При всех очевидных минусах федеральная трасса, проходящая через город, дает работу многим предприимчивым горожанам. Что будет с ними, если отбойник наглухо разделит Покров из конца в конец?
Директор краеведческого музея Лидия Колосова, как и подобает специалисту ее профиля, провела экскурс в историю:
- Уже несколько раз различные обстоятельства обрушали экономику города: революция, ликвидация районного статуса, перестройка, приход крупных торговых сетей, которые погубили мелкую торговлю, организованную нашими жителями. А грядущий капремонт "отвернет" от города 15 тысяч экскурсантов, которые не приедут в Покров, так как не захотят крутиться вокруг него.
Постоянное и временное
Возможность высказаться по заявленной теме у организаторов капремонта появилась только через два часа.
- В основе проекта - анализ аварийности, - сказал, получив наконец слово, заместитель начальника управления федеральной трассы М-7 Алексей Борисов. - Покров по этому показателю занимает третье место в России. Здесь круглосуточно происходят заторы и регистрируются четыре процента от общего числа ДТП, а выбросы вредных веществ превышают ПДК от 4 до 19 раз. Этим решением мы ставим задачу убрать прямые столкновения машин и наезды на пешеходов. Разделив потоки, уберем все конфликтные точки.
По данным управления дороги, в 2013-2015 годы на этом участке произошло 212 ДТП, в которых 56 человек погибло, 290 ранены, совершено 16 наездов на пешеходов. Как ни странно, но люди не поверили этим страшным цифрам.
- Когда будет отремонтирована дорога, сделаны тротуары для пешеходов, исправно заработают светофоры, подземные переходы, тогда не будет аварийных ситуаций, - прозвучало предложение из зала.
- По-вашему, нужно оставить ситуацию, как есть?! - недоумевал Алексей Борисов. - Дорога перегружена в несколько раз.
В какой-то момент показалось, что ситуация зашла в тупик, и стороны не найдут общий язык. Успокоить аудиторию попытался бывший мэр Покрова Вячеслав Рогов, напомнив, что в последние годы власти добивались установки в городе трех надземных переходов. Но денег на это им не давали.
Причина упорства граждан стала понятна после резкого выступления Валентины Замятиной.
- У нас нет ничего постояннее, чем временное, - напомнила она. - Если говорить об этом варианте, значит, объездной дороги никогда не будет. Мое предложение: соорудить подземный переход и больше ничего не делать. Добивайтесь объездной дороги. С нами нужно считаться, иначе будет война между жителями и дорожниками!
К слову, по данным специалистов, строительство обхода планируется. Это будет трасса, которая пройдет параллельно скоростной железной дороге. Но срок реализации проекта составит не менее 10 лет.
Путем компромисса
В итоге то ли люди поверили дорожникам, то ли строители услышали жителей, но компромисс был найден, и проект капремонта скорректировали. В Покрове решено оставить три сквозных регулируемых проезда, по которым горожане смогут пересекать город напрямую, чтобы не ездить до специально устроенных разворотов. В Росавтодоре согласились не устанавливать в городе шумоизоляционные экраны. По просьбам жителей они появятся только в некоторых местах.
Проект разделения потоков автомашин в пределах города бетонными заграждениями тоже изменится. Вместо плит будет установлена более легкая конструкция с разрывами в трех местах пересечения трассы. В городе оборудуют шесть пешеходных переходов - пять надземных и один подземный в районе церкви. Общественники убедили специалистов, что высотное инженерное сооружение визуально закроет храм, а этого лучше избежать.
Изначально планировалось, что во время ремонтных работ будет перекрываться вся трасса, а потоки грузовых машин пойдут по альтернативным маршрутам. Но эти городские дороги не предназначены для многотонных фур. В Росавтодоре вняли доводам горожан и пришли к решению ограничивать движение вначале по левой, потом по правой полосам дороги. С тем, чтобы основной поток шел по существующей трассе.
- Первоначальный проект капремонта, который вызвал у всех большое возмущение, претерпел существенные изменения. Надеемся, что реконструкция М-7 не нанесет нашему городу большого урона, сохранит его исторический облик и не нарушит уклада жизни, - дал оценку решению, принятому в ходе общественных слушаний, председатель покровского Совета народных депутатов Олег Кисляков.
Александр Романенко, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области:
- Если отбросить эмоции, то слушания, я считаю, прошли успешно. Несмотря на то, что при капитальном ремонте дороги, в отличие от реконструкции, они не обязательны, в данном случае в них был большой резон. При всем профессионализме 10 человек не могут учесть все нюансы. А здесь их обнаружилось немало, были и рациональные предложения.