21.07.2015 00:25
    Поделиться

    Четвертый мост через Обь построят при поддержке частного капитала

    Сибиряки строят дороги при поддержке частного капитала

    Регионы России в 2016 году получат от федерального центра около 50 млрд руб. дополнительных субсидий. Их планируется направить на реализацию инфраструктурных проектов по механизму государственно-частного партнерства и договорам концессии. Эти деньги регионы получат благодаря перераспределению средств, которые будут собираться за счет системы взимания платы с большегрузных автомобилей массой более 12 тонн.

    В 2015 году дополнительные субсидии на эти цели составят 60 млрд руб. Решение о дополнительной субсидии принято Минтрансом России в связи с секвестром программы по развитию транспортной инфраструктуры в России.

    - Больше пострадала инвестиционная часть - и по линии Федерального дорожного агентства, и по линии ГК "Автодор" сокращение инвестиционных расходов составило более 20%. При этом мы постарались максимально защитить региональные бюджеты и региональные дорожные фонды, выделить на это дополнительные субсидии, - сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов на форуме "Транспорт Сибири".

    В будущем, как предполагают в минтрансе, дорожные фонды, формирование которых завершено на федеральном и региональном уровнях, будут служить гарантированным источником финансирования строительства и эксплуатации объектов в дорожном хозяйстве. В условиях оптимизации бюджетных расходов, как считает министр, необходимо активнее использовать такие механизмы, как ГЧП, концессии и другие формы привлечения внебюджетных средств. По данным минэкономразвития, количество заключенных концессионных соглашений в 2014 и 2015 годах увеличилось в пять раз по сравнению с 2013 годом. В стране сейчас в различных стадиях реализации находятся 329 концессионных проектов в коммунальной и энергетической сферах, в социальной - 65 и в транспортной - 41 проект. В прошлом году подготовлено и объявлено пять конкурсов на реализацию инвестпроектов в дорожно-транспортной сфере с применением механизмов ГЧП. Наглядным подтверждением эффективности этого механизма является открытие участка дороги Москва - Санкт-Петербург от МКАД до аэропорта Шереметьево и далее до Солнечногорска. Также среди успешных примеров строительство и эксплуатация на платной основе нового выхода на МКАД с автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (Москва - Минск). Всего в 2014 году на условиях ГЧП госкомпанией "Российские автомобильные дороги" построено 115 км скоростных автомобильных дорог. Сборы платы за проезд по платным трассам в отчетном году составили 2,4 млрд руб. Дальнейшее внедрение механизмов ГЧП в дорожном хозяйстве, как предполагают в минтрансе РФ, позволит довести долю внебюджетных инвестиций в развитие скоростных дорог до 45 - 50% от общего объема финансирования.

    - В Новосибирской области механизмы ГЧП реализуются, причем не на словах, а на деле, - отметил Максим Соколов. Он предложил сделать регион одним из пилотных по апробации этих инструментов. Первым шагом стало соглашение, которое региональное правительство подписало с ГК "Автодор". Согласно документу созданный центр ГЧП займется поиском, отбором, структурированием и сопровождением инвестиционных проектов, ориентированных на развитие дорожного хозяйства.

    Одним из первых проектов, который планируется реализовать с участием центра, станет строительство четвертого моста через Обь. Уже разработана документация, которая в скором времени будет проходить госэкспертизу. Это станет основой для заявки на предоставление средств из федерального бюджета в качестве грантов по поддержке проекта государственно-частного партнерства. Кстати, в этом проекте будет апробирована новая схема ГЧП, когда концедентом выступает муниципалитет. По словам начальника ФКУ "Дороги России" Ивана Григоровича, строительство должно быть осуществлено с 2016 по 2020 годы, срок концессии составит 20 лет.

    Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий сообщил, что с привлечением частного капитала планируется реализовать еще несколько крупных дорожных проектов. Речь идет о реконструкции участков автодорог на въезде в Новосибирск со стороны следующих направлений: Павлодар, Ленинск-Кузнецкий, Колывань - Томск, поселок Садовый.

    Эта практика, убеждены специалисты, должна быть максимально расширена, в том числе путем разработки новых и совершенствования существующих механизмов ГЧП.

    - ГЧП, несомненно, создает комфортную среду для привлечения внебюджетных средств в дорожную сферу. Но нужны единые методики расчета бюджетной эффективности проектов, понятные правила взаимодействия государства и бизнеса. Такие проекты необходимо формировать на уровне субъекта Федерации. Это даст мощный стимул развитию региональных экономик. Они должны быть капиталоемкими и их должно быть кратно больше. Пока основная проблема для их реализации в нашей стране дорогие деньги и несовершенное законодательство, - считает председатель совета директоров "Новосибирскавтодора" Дмитрий Пингасов.

    Поделиться