Эксперт: Промышленным кластерам необходима поддержка

Грамотная реализация концепции кластерного развития экономики региона способна даже в непростой экономической ситуации добавить к региональному валовому продукту до 25% ежегодного прироста. Однако, как высказались участники саммита "Сильная Россия", такие результаты могут появиться лишь при наличии прямой поддержки государства - финансовой, инфраструктурной и нормативной.

Это, во-первых, создает у бизнеса реальный интерес к участию в кластерных проектах, дает ему уверенность, что они имеют долгосрочную перспективу. Во-вторых, облегчает конвертацию идей в реальные передовые производства, которые спустя некоторое время компенсируют государству его "первоначальный взнос". Такова мировая практика реализации успешных кластерных проектов. То же самое, правда, пока в небольших масштабах, можно видеть и у нас в регионах, где у властей хватает желания, воли и компетенций для внедрения передовых технологий.

Вице-президент НП "Камский инновационный территориально-производственный кластер" (ИННОКАМ) Лейсан Абзалилова отметила, что в Стратегии развития Республики Татарстан до 2020 года предусмотрено создание 7 новых крупных инновационных производственных комплексов, которые вольются в ИННОКАМ. Объем производства в нем к этому сроку по сравнению с нынешним планируется утроить и довести до 2,2 трлн руб. В нынешнем году ведется разработка современной системы эстафетных междугородних перевозок на базе автотехники, выпускаемой в кластере, создание инжинирингового центра для предприятий машиностроения.

При этом необходимое для развития инфраструктуры кластера инвестирование требует участия федерального бюджета. Это касается реконструкции федеральной трассы М7 на участке Набережные Челны - Казань со строительством примыкающей к кластеру ветки, модернизации социальной и энергетической инфраструктуры, создания инжиниринговых центров. "Общая стоимость инфраструктурных проектов, включая социальные, превышает 400 млрд руб., - добавила она, - и мы рассчитываем, что федеральный бюджет сочтет возможным принять участие в финансировании этих расходов".

Руководитель Центра кластерного развития Корпорации развития Московской области (КРМО) Александр Комаров согласился, что господдержка проектов создания региональных кластеров имеет принципиальное значение для их успешной реализации. КРМО, как государственный институт по развитию инфраструктуры индустриальных парков, является агентом по привлечению инвестиций в промышленный сектор экономики региона. "Содействие развитию инновационного потенциала Московской области заключается в создании зон технико-внедренческого типа, привлечении инновационных компаний-резидентов, обеспечении кластеров инженерной инфраструктурой. Также в сфере нашей ответственности - содействие резидентам в привлечении квалифицированных кадров, обучении персонала и в получении разрешительной документации", - подчеркнул он.

Чтобы страна или регион достиг конкурентоспособной промышленной структуры, нужно создать сбалансированную промышленную пирамиду, считает советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси. На ее вершине - сборочные заводы, несколько десятков крупных предприятий, с общим количеством работников до 200 тыс. Посередине - поставщики первого уровня, также крупные предприятия. Их оптимальное количество - несколько сотен, с общим штатом в 200-250 тыс. сотрудников. В основании - поставщики третьего уровня, малый и средний бизнес. Их может быть уже несколько тысяч, общий штат же примерно такой же, как и на двух вышестоящих уровнях. "Разработка и реализация ясной стратегии комплексного развития пространства может стать позитивным сигналом потенциальным инвесторам, в том числе иностранным", - подчеркнул он.

Министр экономического развития Пермского края Леонид Морозов отметил, что российские кластеры появляются и развиваются примерно по одному сценарию. Он подразумевает наличие государственной или некоммерческой организации, ответственной за развитие кластера на территории, численный состав в 80-100 организаций, активное привлечение МСБ. При этом проблемы, которые кластеры испытывают, тоже типичны. "Это ассиметричность социального и экономического развития территорий, сверхмонополизм базовых отраслей российской экономики, разрыв между интеллектуальным трудом и его востребованностью обществом, - отметил он. - Разработки и исследования отечественных ученых часто не находят отражения в экономической политике государства, для системы управления типична инертность. Если эти проблемы не будут преодолены, достижение результатов, сопоставимых с теми, что демонстрируют зарубежные кластеры, скажем, та же Силиконовая долина, кажется весьма затруднительным".