30.07.2015 19:25
    Поделиться

    Валаам собрал православные хоры разных стран мира

    На Валааме впервые прошел Свято-Владимирский фестиваль православного пения "Просветитель". Прежде всего, он призван показать гостям и паломникам почти утраченные древние традиции церковного пения России, которые сейчас по крупицам восстанавливают ученые.

    Этот год выбран для такого масштабного мероприятия не случайно, так как в 2015 году отмечается 1000-летие успения князя Владимира, крестителя Руси. На Валаам приехали хранители древнейших церковных традиций православного пения - греческий хор насельников Великой Лавры Святой горы Афон и Хор Грузинского Патриархата "Басиани", Сербский византийский хор "Моисей Петрович".

    Как рассказала корреспонденту "РГ" научный консультант фестиваля, старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова Екатерина Смирнова, древняя традиция церковного пения в России долгое время была забыта и считалась почти утраченной. Забвение длилось с самого раскола церкви, когда старообрядцы унесли собой певческие традиции в отдаленные скиты. Далее всплеск интереса наблюдался со стороны русских композиторов в XIX веке, но процесс возрождения прервали события 1917 года. Только в 80-е 90-е годы интерес снова возник, и зародился он на базе Певческой Капеллы Санкт-Петербурга.

    - Основа нашей певческой традиции - это древнее знаменное письмо, зародившееся в XI веке, от славянского "знамя" - "знак", - пояснила Екатерина. - Это способ безлинейного нотного письма, где фиксировался распев, каждый знак четко обозначал слово и имел очень много значений - исполнительское, богословское, а также указывал на высоту звуков и определенную интонацию.

    Сейчас ученые продолжают заниматься расшифровкой знаменных рукописей. Раньше они хранились в монастырях, но после революции все эти собрания - например, Соловецкого, Кирилло-Белозерского монастырей, Троице-Сергиевой лавры и других - поступили в библиотеки. В XVII веке разработали специальные ключи для прочтения знаков знаменной нотации - так называемые певческие азбуки. Понимая эти азбуки, сегодня как раз и стало возможным расшифровать и реконструировать древний распев, который является своего рода второй музыкальной грамотой.

    В то же время, все, кто воспитан в современной мажоро-минорной ладовой системе, вполне могут освоить знаменную нотацию. Она ориентирована на образное, немного детское восприятие, дает сенсорное толкование текста. При этом даже профессиональные хористы и дирижеры с академическим музыкальным образованием, способные осваивать сложнейшие партитуры, часто ошибаются при попытке воспроизвести с листа православную монодию - сложнейшее унисонное сочинение для нескольких голосов. Однако обучиться таким сложным особенностям русского церковного пения сегодня стало возможно в летней школе фестиваля "Академия православной музыки" - специального культурно- просветительского проекта по возрождению древних певческих традиций, уже шесть лет проходящего в Петербурге.

    - В центре знаменного пения было, прежде всего, слово, оно уже влекло за собой распев и интонацию, - говорит эксперт. - Современное церковное пение привнесло такое понятие, как композиторская интерпретация своего собственного религиозного переживания, а древние песнопения были более отстранены и регулировались жесткими канонами, в рамках которых и можно было творить.

    Хочется отметить, что в православной певческой традиции Греции, Грузии, Сербии при существующих различиях в то же время много общего с русской школой. Собственно, это одна и та же суть в "разных облачениях" - отличные друг от друга гармонии, попевки. Греки, например, поют на протяжном тоне, их пение, как и грузинское, очень медленное и тягучее. Различные ускорения и замедления, "трепетания" в русское церковное пение уже привнесла современная музыкальная тенденция, поэтому именно греки и грузины максимально сохранили свою традицию такой, какой она зародилась в древности.

    Божественные напевы православных народов гости фестиваля могли услышать на ежедневных литургиях в Спасо-Преображенском соборе Валаамской обители, а также в рамках многочисленных концертов. На специальном певческом поле соорудили открытую сцену-павильон, с которой звучала как церковная музыка, так и народные напевы. Центральным событием фестиваля стал духовно-просветительский концерт-действо, посвященный истории крещения Руси Великим князем Владимиром. Именно здесь впервые прозвучало масштабное хоровое сочинение "Похвала святому Владимиру", написанное специально для фестиваля московским композитором Андреем Микитой. Длящийся три дня "Просветитель" объединил богатейшие традиции церковного пения России и других православных стран.

    Поделиться