Почему на юге России авторынок держится на плаву

    Автодилеры юга рассчитывают на рост продаж во втором полугодии

    Почему на юге России авторынок держится на плаву
    Коллапса российского авторынка, предсказанного некоторыми аналитиками в конце прошлого года, не случилось. Правда, падение продаж и вправду весьма ощутимое. По данным агентства Автостат, количество продаж новых авто за первое полугодие снизилось на 45 процентов по сравнению с прошлым годом. На юге ситуация немного лучше, чем в других макрорегионах. Например, в Ростове-на-Дону произошло самое маленькое падение авторынка среди крупнейших городов страны (минус 41,6 процента), до 6200 проданных автомобилей. Большинство опрошенных "РГ" экспертов считает, что эта тенденция неслучайна.

    - Основной двигатель торговли - частные лица. Пока мы видим сокращение потребительского спроса. Но в ЮФО много фермеров и крупных хозяйств, на которых современные макроэкономические проблемы мало отразились. В отличие, скажем, от промышленности или торговли. Это сейчас наши основные клиенты, - сообщил "РГ" представитель крупной ростовской компании-автодилера, пожелавший остаться неназванным. - Сейчас они убирают урожай и имеют живые деньги. Надеемся, что часть из них придет к нам во второй половине года.

    По словам участников рынка, главная проблема - рост цен на иномарки из-за снижения курса рубля. Автомобили среднего ценового сегмента, такие как Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio, за последние несколько месяцев подорожали на 100 - 150 тысяч рублей. Для многих потенциальных покупателей разница оказалась критической.

    А еще влияет экономическая неопределенность. Последний мощный всплеск спроса был в конце прошлого года, когда, по выражению одного из ростовских менеджеров, россияне скупали все, у чего есть четыре колеса. Те, кто не успел обновить технику, сейчас уже, как правило, не готовы к покупкам. Предпочитают отложить их до лучших времен.

    Живой пример: ростовчанин Денис Гордиенко еще давно запланировал купить второй автомобиль в мае-июне текущего года, перед отпуском. Когда в конце прошлого года из-за спекуляций на валютном рынке курс евро приблизился к 100 рублям, он все же не стал менять планы и не решился на досрочную покупку. Хотя, по его словам, он мог бы взять в кредит 150 - 200 тысяч рублей и купить приглянувшуюся модель. "Теперь она подорожала. Что будет с курсом, непонятно. Не хочется покупать машину на пике цены. Поэтому посмотрю, что будет дальше. Для меня отсрочка покупки на несколько месяцев, даже на год, не критична. Деньги в рублях пока лежат на депозите", - рассказал автолюбитель.

    Изменения в структуре спроса есть, но еще незначительные. Как сообщают аналитики Автостата, лидер на рынке новых легковых автомобилей в Ростове-на-Дону по итогам шести месяцев - бренд Hyundai с объемом проданных 800 машин. Второе место занимает отечественная LADA (также около 800). На третьем - Kia (700 машин). Динамика у всех брендов - лидеров этого рынка отрицательная. Исключение - бюджетный автомобиль Datsun, который в первом полугодии 2014 года еще не вышел на российский рынок. Самое большое падение - у Skoda (минус 55 процентов), самое маленькое - у BMW (минус 14,1).

    Аналитики ожидают, что во втором полугодии продажи снова вырастут, а спрос сместится в сторону тех марок, которые попадают в программу льготного автокредитования. Она, напомним, стартовала 1 апреля и продлится до 31 декабря 2015 года. Минпромторг России обеспечивает банкам субсидии в размере предоставленных ими скидок по кредитам исходя из двух третьих ключевой ставки Банка России (в настоящее время 11,5 процента). По требованию программы кредиты должны быть выданы в рублях физическим лицам на приобретение новых автомобилей, произведенных в 2015 году, стоимость приобретаемого автомобиля не может превышать миллион рублей, а его полная масса - 3,5 тонны. По данным одного из участников этой программы, "Сетелем Банка", сегодня в пятерку самых популярных моделей по программе льготного кредитования входят Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Kia Сee.d и Lada Largus.