05.08.2015 16:00
    Поделиться

    Обозреватель "СОЮЗа" совершил путешествие по следам Остапа Бендера

    Если кто-то сомневался, существуют ли на свете Васюки, докладываем: две деревни с таким названием мы разыскали на карте Смоленской области, еще две - в Витебской и Гродненской областях.

    А вот право называться Васюками, которые прославили в своем романе "Двенадцать стульев" Илья Ильф и Евгений Петров, оспаривали сразу два волжских городка - Васильсурск и Козьмодемьянск. Жители последнего оказались проворнее, "научно" обосновав, что авторы знаменитого романа высадили Остапа Бендера и Кису на берег именно Козьмодемьянска...

    Идею великого комбинатора воплотил в жизнь первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, который стал главой FIDE. С его легкой руки в Элисте появился Сити-Чесс (Город шахмат) для приема международных шахматных делегаций, сразу получивший в народе название Нью-Васюки. А в реконструированном по случаю аэропорту - взлетная полоса для "Боинга", которая должна была принимать гостей со всего света. В Козьмодемьянске аэропорта нет вообще. Добраться до городка, который местные ласково называют Козьмой, можно двумя путями: по дороге, свернув с федеральной трассы М-7 в сторону Волги, или во время навигации.

    - Остап и Киса оказались в Васюках без гроша в кармане благодаря великолепному транспаранту с изображением сеятеля, разбрасывающего облигации, который они намалевали на теплоходе "Скрябин", - рассказывает заведующая музеем сатиры и юмора имени Остапа Бендера Людмила Жирова. - Роман вышел в 1927 году, а двумя годами ранее к пристани Козьмодемьянска пришвартовался теплоход "Герцен" с корреспондентом газеты "Гудок" Ильей Ильфом на борту. Как и литературный "Скрябин", в речной круиз по Волге "Герцен" отправился с аналогичной миссией. Как писали в то время местные газеты, чтобы "приблизить очередной тираж крестьянского займа". Козьмодемьянск мало чем отличался от таких же маленьких провинциальных городков, но Ильфа он чем-то зацепил...

    Кстати, в романе Козьмодемьянск упоминается. В первых строчках главы "Изгнание из рая" авторы пишут: "В этот день пароход останавливался два раза. У Козьмодемьянска простояли до сумерек... Впереди, вправо по носу, уже сквозили огоньки города Васюки".

    - Никаких Васюков после Козьмодемьянска нет, - уверяет Людмила Жирова. - Помните, когда Остап и Киса уносили ноги от васюкинцев, они прыгнули в лодку, а уже "утро застало концессионеров на виду Чебоксар". Если бы мы провели эксперимент и сели в лодку в Козьмодемьянске, то к утру нас бы вынесло течением к Чебоксарам...

    Людмила Жирова с такой любовью рассказывает о музее, который был открыт двадцать лет назад, после того как здесь прошел первый фестиваль юмора "Бендериада", что диву даешься. По ее словам, она успела пожить и в Москве, но там ей не понравилось. Говорит, в своем родном городе лучше. Здесь и воздух такой, что с непривычки сбивает с ног...

    Я попала в Козьмодемьянск в тот самый день, когда он превращается в Васюки. Местный градоначальник передает ключи от города Остапу Бендеру, и Козьма погружается в атмосферу праздника. В этот день на ура расходятся кепки "а-ля Бендер" и белые шарфы, а на улицах можно встретить мадам Грицацуеву и Эллочку-людоедку. И то, что козьмодемьянцев величают васюкинцами, никого не смущает, а лишь радует.

    - Ну, скажите, какой еще провинциальный городок может так прославиться? - с гордостью говорит Людмила Жирова. - Ну кто еще так про нас напишет? Бывал здесь и Максим Горький, но про его впечатления от города и вспоминать не хочется: "Глубинка. Время остановилось. Ходят по колено в грязи. Если идти не могут, то на карачках ползают".

    Пенсионерку тетю Фаю в Козьме знают все.

    - Городок наш ничего! - затягивает она песню хорошо поставленным голосом. - Я ведь поклонница Зыкиной, из народников. Каждый год езжу на ее могилу, чтобы поклониться этой великой женщине. Вот и здесь выступаю за то, чтобы в Козьме поддерживали народников. Много лет прожила на Камчатке, а приехав сюда к подружке, страстно влюбилась в этот городок. Ну где еще можно дышать так же легко, как в Козьме? Да и на свою пенсию мне здесь легче прожить, чем где-то в Подмосковье.

    Тетя Фая рассказала по секрету, что за лето, когда на пристань причаливают туристические теплоходы, только на грибах-ягодах да рыбе можно зарабатывать по 50-100 тысяч рублей. Если не лениться.

    - Лодырям нигде работы нет! - говорит предприимчивая пенсионерка. - А я вот с утречка встану, распоюсь и на пристань. С людьми общаюсь, сувенирами торгую. Вернутся туристы домой и помянут тетю Фаю добрым словом. Скажут, вот ведь какие в Козьме люди живут!

    Народ в Козьме приветливый и отзывчивый. Стоит у прохожего спросить дорогу, как вокруг уже собирается толпа, все искренне хотят помочь и начинают рассказывать, как здесь жили до поднятия уровня Волги.

    В Козьмодемьянске около 130 улиц, но все они такие коротенькие, что, проезжая по ним на машине, не успеваешь уследить за названиями.

    За лето Козьма принимает более 60 тысяч гостей, хотя своих жителей чуть больше 20 тысяч. Здесь я впервые увидела, что мэр ходит без свиты и охраны. Жмет руки горожанам, доброжелательно отвечает на их вопросы. Козьмодемьянский градоначальник Андрей Зяблов свой человек в городе. Он из тех, кто считает: где родился, там и пригодился.

    На вопрос, как он относится к тому, что Козьму называют Васюками, отвечает, что двумя руками за:

    -Когда проходит "Бендериада", наши жители становятся настоящими васюкинцами и веселятся от души. Они приглашают к себе друзей и родственников из других городов и регионов.

    Козьмодемьянску, по его словам, очень не хватает памятника Бендеру. Нет для него пока достойного места, так как пьедестал на главной площади по-прежнему занят Лениным.

    А еще искренне жаль, что в городе не осталось ни одного заведения, которое бы носило название из "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка". А двадцать лет назад здесь были и кафе, и магазины с такими названиями. Зато есть в городе шахматный клуб. В прошлом году его участники сразились с самим Анатолием Карповым. Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на 20 досках. Еще одну квоту выделили для одаренного мальчика, который встречу с двенадцатым чемпионом мира уж точно никогда не забудет.

    И все же главная достопримечательность Козьмы - этнографический музей марийского народа под открытым небом. В свое время на самый высокий холм с окрестных деревень, которые попадали в зону затопления Чебоксарской ГЭС, свезли избы, бани, кузницу, мельницу, крестьянскую утварь... Переступая порог любого из домов-экспонатов, не покидает ощущение, что тебя отбросило века на два назад.

    - Туристы восхищены тем, что нам удалось сохранить деревянное зодчество, - рассказывает сотрудник музея Зинаида Савинова. - Мы, козьмодемьянцы, гордимся тем, что обладаем таким сокровищем. Правда, над нашим городком нависла новая угроза. Из-за спада воды в Волге к нам не могут причалить четырехпалубные теплоходы. Снова пошли разговоры о том, чтобы поднять уровень воды. Но тогда же затопит всю нижнюю часть Козьмодемьянска, под воду уйдет вся старая часть городка. Нам говорят, что Москве электричества не хватает, получается, что эту проблему хотят решить за наш счет. Хотя можно было бы воспользоваться рецептом Ильфа и Петрова, которые, словами Остапа Бендера, говорили: "Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки".

    Поделиться