В Кемерове визита телеведущей Елены Летучей ожидают со дня на день. Телешоу "Ревизорро" уже вербует тайных агентов среди жителей города, которые наперебой предлагают руководству передачи заведения для следующих съемок. Кемеровчане жалуются на просроченные продукты, хамство персонала и грязь в кафе. Местные рестораторы в панике. Среди владельцев общепита распространяются памятки о том, как дать съемочной группе достойный отпор и не пустить телеведущую на порог.
- Кухня ресторана - это ваша частная собственность, а не общественное место, - учат рестораторов юристы.
В результате в последнее время съемки "Ревизорро" нередко перерастают в драку. Буквально на днях телегруппу избили в Салехарде. По предварительным данным, конфликт между администрацией заведения и телевизионщиками произошел во время инспекции туалета в кафе "Виктория". Во время перебранки операторам разбили дорогостоящую технику. А в Омске визит журналистов канала "Пятница" спровоцировал сразу два громких скандала.
Руководство ресторана "Колчак", на кухне которого были обнаружены просроченные продукты, заявило, что визит "Ревизорро" в их заведение был заказным.
- Съемочная группа похожа на разъяренную группу омоновцев, которая несется, сметая все на своем пути. Без каких-либо объяснений, тыча в лицо удостоверением всем попавшимся, ребята просто рвутся напролом, прямиком на кухню. Для нас все еще остается загадкой, откуда Елена знала, где у нас находится вход на кухню. Наши официанты, которые проходят стажировку, и то к расположению всех помещений привыкают минимум трое суток. Это наводит на странные мысли, - рассказали "РГ" в администрации заведения.
Впрочем, на вопрос "Кто же мог заказать "Колчак?" рестораторы ответить затруднились.
"Горячий" прием устроили журналистам и в известном ресторане "Старый Омск". В результате потасовки сотрудникам передачи сломали микрофон и повредили видеокамеру. А саму ведущую в процессе съемок несколько раз облили водой. Сотрудникам ресторана было что скрывать. Огромное количество испорченных продуктов в холодильнике и грязь на кухне произвели впечатление не только на постоянных клиентов заведения, но и на надзорные органы. Вслед за телевизионщиками в ресторан нагрянули санитарные врачи.
- Действительно, наши сотрудники посетили ресторан "Старый Омск" и отобрали пробы пищевых продуктов, - сообщила "РГ" пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Омской области Галина Гладких.
По итогам проверки, в ходе которой санитарные врачи нашли в заведении новые нарушения, был составлен протокол. Однако никто из представителей "Старого Омска" на его подписание так и не явился.
Как оказалось, ресторан прекратил работу после выхода в свет программы "Ревизорро", не дожидаясь санкций Роспотребнадзора. По документам юридическое лицо является действующим. Но вход в заведение находится на замке, а телефоны "Старого Омска" не отвечают.
В Ассоциации омских кулинаров о закрытии заведения ничего не знают.
- Накануне мы обсуждали передачу "Ревизорро" с представителями отрасли, - сообщила "РГ" руководитель ассоциации Светлана Галкина. - Для предпринимателей был организован специальный семинар, на котором мы еще раз рассказали о том, как важно следить за маркировкой и сроками годности продуктов и чистотой в помещении. Но о закрытии ресторана речи не было.
По всей видимости, омичи, увидев скандальный сюжет, "проголосовали рублем" и перестали посещать ресторан с грязной кухней. Поэтому владельцы заведения были вынуждены свернуть лавочку. Получается, порядок в сибирском общепите гораздо быстрее наводится с помощью публичных скандалов, а не благодаря планомерной работе государственных ревизоров?
Кстати, воодушевившись визитом телепрограммы, общественные организации в Омске активизировались, а мэрия поддержала их инициативу о проведении рейда по пунктам питания. Общественники проинспектировали несколько точек на одной из остановок в Советском округе, и результаты этой проверки оказались, мягко говоря, неутешительными.
- В каждой точке общественного питания мы обнаружили массу нарушений. Нет вывески о принадлежности ларька или павильона, кто хозяин - непонятно, отсутствуют сертификаты качества на овощную и мясную продукцию. Происхождение растительного масла неизвестно, и сколько на нем уже жарятся пирожки и беляши - тоже, у продавцов отсутствуют медицинские книжки. Уголка покупателя нет, о книге жалоб и предложений вообще не знают. И это - только поверхностная проверка, - рассказала "РГ" председатель Омской городской общественной организации потребителей Галина Барбашова.
Как выяснилось, только страх публичного разоблачения заставляет некоторых рестораторов задуматься о безопасности и удобстве своих гостей.
- К примеру, в одном из городов после слухов о приезде телешоу в компании, занимающейся вытяжными вентиляциями, возникла очередь из администраторов ресторанов. Все желали срочно заказать очистку вытяжки, - рассказывают борцы за права потребителей.
И все бы ничего, да только вывод печальный: даже слухи о том, что "к нам едет ревизор", встряхивают бизнес лучше официальных проверок.
Евгений Рабинович, председатель областного общества защиты прав потребителей "Щит":
- К сожалению, многочисленные преференции малому бизнесу привели к тому, что работники сферы общепита совсем распоясались. Рестораторы обязаны соблюдать закон о защите прав потребителей, закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, санитарные нормы и правила и еще целый ряд законов. Но кто контролирует, каким образом они все соблюдают? Надзорные органы вправе проверять такое заведение раз в три года, предварительно согласовав свой визит с прокуратурой. Владелец заведения тоже должен быть предупрежден. Нужно быть идиотом, чтобы не подготовиться к встрече и не выдраить все до блеска. Но наши предприятия при приближении "юрьева дня" просто перерегистрируются и освобождаются от проверок еще на три года. Как говорят в народе, недобросовестные рестораторы "страх потеряли". Отсутствие контроля привело к тому, что они творят, что хотят. А когда их грязную кухню показывают зрителям, еще и обижаются.