20.08.2015 23:55
    Поделиться

    В Москве открылась выставка к 70-летнему юбилею автомобиля "Победа"

    Легендарные машины стали экспонатами

    Лучшее, наверное, место для показа этих машин - ГУМ. Массивные, сверкающие лаком округлости нежно-зеленых, бежевых, малиновых тонов, серебряные молдинги, окантованные панели приборов вписываются, как родные, в неорусские интерьеры универмага N 1.

    В этом году у легендарного автомобиля Горьковского автозавода - юбилей. ГУМ и Gorkyclassic, движение реставраторов и коллекционеров автомобилей ГАЗ, в год 70-летия Победы решили вспомнить о "Победе" и постарались представить первую отечественную послевоенную машину во всем ее блеске и красоте, собрав по частным владельцам и реставрационным мастерским машины, достойные выставки в центре Москвы. Все перипетии недолгой истории марки "Победа" организаторам выставки передать удалось - причем, во всего лишь в десяти экспонатах.

    На первой линии ГУМа стоит "Победа" ГАЗ-М-20Б - на ней брезентовая крыша, по всем признакам это седан-кабриолет. В конце 40-х брезентовые крыши появлялись по причине острого дефицита хорошего металла, поэтому кузова и приходилось "разбавлять" деревянными или матерчатыми элементами.

    М-20-я конструировалась наспех и была машиной настолько несовершенной,что производство вскоре было остановлено, а модель отправилась на доработку. На выставке - плоды модернизации, элегантные образцы 40-50-х: именно с них началась настоящая история машины, о которой американский журнал Science and Mechanics потом писал: "спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях, хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно".

    ...Такси конца сороковых из первых таксопарков: на этих таксомоторах появилась окраска с "шашечным" поясом по бокам - и зеленый огонек, знак того, что такси свободно. Вездеход М-72, симбиоз кузова "Победы" и шасси внедорожника ГАЗ-69 (наш гид по выставке, Иван Падерин из Gorkyclassic считает М-72 прообразом кроссоверов, сочетающих комфорт легковушки с проходимостью джипа) поднят на своих паучьих ножках-колесах так, что не заглянешь в салон - где к тому времени уже появился радиоприемник. В обогреваемые салоны этих "пауков" Хрущев намеревался пересадить из продуваемых "газиков" ответственных работников целинных земель.

    Главный шедевр выставки - реплика родстера, машины, на которой Вячеслав Мосолов и Александр Ефремычев стали в 1956-м серебряными призерами первенства СССР по шоссейный кольцевым гонкам. Тут прошлое дышит прямо в лицо: перед нами воссозданный Gorkyclassic по фотографиям каплевидный бездверный кузов с цифрой 20 между бамперными клыками, приборы на тонкой панели... Поддерживая чемпионские традиции ГАЗа, эта машина пришла шестой из 100 экипажей в традиционном ГУМ-Авторалли этого года.

    - Мне дороги настоящие ощущения, начиная от запаха и кончая усилиями на руле и педалях, - Леонид Ярмольник предоставил на выставку "Побед" свою бежевую М-20Б, собранную из сделанных на заказ, по чертежам 50-х, запчастей, среди которых были даже провода в матерчатой оплетке. А под водительским сиденьем кабриолета с номером ЛЯ 19-54 - CD-проигрыватель с записями 1954 года, включаешь его - и слушаешь "Лесную радиогазету", Шульженко, Бернеса, Утесова...

    Поделиться