Программа утилизации не выдержала популярности у крымчан
Госпрограмма утилизации старых авто стартовала в России в 2010 году. Крым застал ее вторую волну. Она касалась всех видов легковых, грузовых автомашин и автобусов старше шести лет. Средства на реализацию программы выделяются из федерального бюджета и только российским производителям автомобилей. Объемы финансирования зависят от продаж и доли отечественных деталей в собираемых авто.
В Крыму с конца прошлого года программу реализуют два официальных дилера отечественных автозаводов Lada и Volkswagen.
- Первый этап госпрограммы Крым не застал, поэтому сейчас она востребована, - рассказал директор ООО "Техно-сервис К" Андрей Кудрин. - Правда, крымчане зачастую думают, что если они обращаются к дилеру ВАЗа, то можно сдавать только автомобили этого производителя. Но это не так: мы принимаем на утилизацию любые авто старше шести лет, которые находятся в собственности более полугода. Сдав старую машину на утилизацию, собственник получает дисконт при покупке новой. Скидка на автомобили ВАЗ фиксированная - 50 тысяч рублей. А меняя старый автомобиль на новую "Газель", можно сэкономить 175 тысяч рублей, на большой грузовик - 350 тысяч рублей. В месяц мы принимаем на утилизацию примерно 50 авто. На своей базе разбираем их, сортируем: отдельно металл, отдельно резина и эксплуатационные жидкости. Далее отправляем их на материковую часть России - на предприятия по переработке сырья.
Госпрограмма утилизации старых автомобилей действовала в Крыму чуть меньше года, но оказалось, что многие автомобилисты о ней даже не знают.
- Большой популярностью программа утилизации в нашем автосалоне не пользовалась, поскольку крымчане мало знают о ней, не до конца понимают ее суть и условия обмена старых авто на новые, - рассказал маркетолог "Крым-автохолдинга" Иван Пеняк. - У коллег-дилеров дела идут лучше.
В рамках госпрограммы утилизации действует и услуга trade-in. Автомобилист может сдать машину в нормальном состоянии с пробегом, эксперты автосалона проведут диагностику, оценят стоимость и зачтут ее как частичный взнос при покупке нового автомобиля, в том числе в лизинг. При этом человек получает еще и дополнительную скидку в 40 тысяч рублей. Правда, пока в республике trade-in пользуется меньшим спросом, чем программа утилизации.
- В Крыму доля автомобилей, купленных с помощью программы утилизации и trade-in, составляет около 30 процентов, - говорит Кудрин. - Остальные 70 процентов приходятся на продажи за наличные.
При этом крымские автомобилисты отдают предпочтение менее дорогим маркам, из чего можно сделать вывод об ограниченных финансовых возможностях покупателей.
Крымские автодилеры рассчитывают, что на реализацию госпрограммы утилизации старых автомобилей будет выделено дополнительное финансирование. Кроме того, надежды на увеличение продаж связывают с развитием банковского кредитования.
- Объемы продаж новых автомобилей в Крыму нашей компанией мы оцениваем в 1,8-2 тысячи в год, - говорит директор ООО "Техно-сервис К". - Они выросли бы еще на тысячу, если бы на полуострове было доступно банковское автокредитование. Пока рост продаж сильно тормозит отсутствие доступных кредитных ресурсов .
Тем не менее работающие в Крыму банки активно рекламируют как классические автокредиты, так и другие финансовые продукты, позволяющие приобрести автомобиль на заемные средства. И постоянно обновляют предложения. Например, в августе "Генбанк" подписал договор с автосалоном "Лада" о реализации программы авторассрочки. В ней нет процентов по кредиту, вместо них разовая банковская комиссия, что более выгодно по сравнению с традиционным автокредитом. А РНКБ выдает потребительские кредиты на покупку машины.
- В среднем в месяц поступает около 1000 заявок на покупку автомобилей, - рассказали в пресс-службе финучреждения. - Всего за год мы приняли 11795 заявок на получение таких кредитов на сумму более двух миллиардов рублей и выдали 8003 займа - 15 процентов от общего количества.
Средняя сумма кредита на покупку авто составляет 198 600 рублей: это означает, что крымчане пока чаще приобретают бывшие в употреблении автомобили, чем новые в автосалонах.
- Мы работаем над тем, чтобы предложить клиентам полную линейку розничных продуктов, - рассказали в РНКБ. - Запуск программ автокредитования запланирован на ближайшее время.
Справка "РГ"
Программа утилизации старых автомобилей работает в 12 странах Европы, в США и Японии; в России действует с 2010 года. За первые два года реализации она обошлась федеральному бюджету в 30 миллиардов рублей. На 2015 год правительство РФ продлило действие госпрограммы, выделив на нее 10 миллиардов рублей. По информации минпромторга РФ, сейчас в России около 40 процентов всего легкового транспорта и более половины грузовых автомобилей и автобусов старше 10 лет. Ежегодно в утиль отправляется около 2,5 процента автомобилей, что меньше среднемировых показателей - 6-7 процентов действующего автопарка.