В России выросла доля автомобилей отечественной сборки

Четыре из пяти машин, которые колесят по российским просторам, произведены внутри нашей страны. Причем число автомобилей "домашней сборки" увеличивается с каждым годом, несмотря на трудности в экономике. Впрочем, как раз иномаркам в этом транспортном потоке выживать сейчас все сложнее, считают эксперты "РГ".

По данным аналитического агентства "Автостат", доля автомобилей местного производства на российском авторынке увеличилась за год на 9,2 процента. Кроме исконно отечественных брендов Lada и UAZ из-за границы к нам совсем не ввозят Datsun и Lifan, все продаваемые в России машины этих марок у нас же и производятся. В первом полугодии 2015 года рекордсменами были Opel (99,7 процента продаваемых в России автомобилей сходит с отечественных конвейеров), Ford (98,9 процента), Kia (98,6 процента), Chevrolet (98,4 процента) и Renault (98 процентов).

Директор агентства "Автостат" Сергей Целиков напомнил, что доля местной сборки росла все время. Ее быстрый рост в 2015 году, по мнению эксперта, связан с девальвацией рубля и, в результате, с желанием автопроизводителей минимизировать затраты за счет льготного таможенного режима по промсборке. "Но производителям не стоит забывать, что помимо льгот они имеют и обязательства по локализации производства компонентов. И если они не выполнят принятые на себя обязательства, то могут лишиться льгот и им придется оплачивать пошлины за все ввезенные машинокомплекты в полном объеме", - говорит Целиков.

С локализацией, между тем, не все так просто, и именно этот факт заставляет взглянуть на ситуацию с другой стороны. На сегодняшний день в России нет ни одного иностранного бренда, чьи автомобили хотя бы наполовину собирались из деталей, произведенных внутри нашей страны. Рекордсмены планируют довести локализацию с 40 до 45 процентов, некоторые - до 30 процентов.

По мнению Сергея Целикова, число иномарок российского производства во втором полугодии 2015 года все-таки снизится, в частности из-за истории с уходом из страны бренда Chevrolet. "Но я не думаю, что число иностранных брендов будет серьезно уменьшаться, так как больше на территории России все-таки тех, кто пришел всерьез и надолго и развивает здесь производство. У них массовая продукция, и они будут продолжать экспансию и в том числе продолжать локализацию", - объяснил эксперт. Добавив, что история с курсами делает локализацию все более выгодной, значит, ее доля будет расти. А это уже в итоге будет тормозить рост цен на машины.

"Сегодня же, пока падает рынок и производство падает, многие западные компании, которые в перспективе хотят открыть заводы в России, видят потенциально малые объемы сбыта. Поэтому и выжидают - рискованная инвестиция получается. Но, подчеркну, российский рынок для мировых автогигантов остается перспективным и интересным", - резюмировал эксперт.

К таким компаниям, например, можно отнести Daimler (бренд Mercedes-Benz), который пока изучает площадки в России для выпуска легковых авто и еще не решился на создание производства. А вот Lexus, Land Rover, Daewoo, Subaru, Volvo, Porsche, Suzuki, Honda и некоторые другие поставляются лишь по импорту и о российской сборке не помышляют.