Первый среди равных: какой сербский фильм достоин "Оскара"

Журнал
    21.08.2015, 17:53
Текст:   Юлия Авакова
Перед представителями конкурсной комиссии Сербской академии кинематографического искусства и науки стоит непростой выбор - решить, какой фильм поедет в США для участия в борьбе за "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В Венгрии и Румынии победители уже определены, теперь слово за Сербией. Год выдался в этой стране в культурном плане на редкость плодотворным, и каждый из нижепредставленных фильмов имеет шансы на успех.

Среди шести сербских фильмов, соревнующихся между собой за симпатии национального жюри, есть и фильм "Анклав" (Enklava) Горана Радовановича , получивший приз зрительских симпатий на 37-ом ММКФ.

Другой претендент, "Я защищал "Молодую Боснию" (Branio sam "Mladu Bosnu") Срджана Колевича затрагивает одно из самых важных событий двадцатого века, столетний юбилей которого отмечался в прошлом году. Ведь именно Балканы, "пороховая бочка Европы", оглушительно взорвались в 1914 году, развеяв порох по всему миру и положив начало Первой Мировой войне. Сараевское убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, приехавших на подконтрольную территорию на Видовдан, в святой для сербов день поминовения погибших в Битве на Косовом поле, имело последствия, которые вряд ли мог спрогнозировать кто-либо из непосредственных участников его подготовки. Рука гимназиста Гаврило Принципа, по случайному стечению обстоятельств столкнувшегося с движущимся кортежем августейших особ уже после того, как серия запланированных взрывов не удалась, смертельно ранила четыре империи. Отношение к Принципу далеко не однозначно: одни считают его преступником и членом масштабного заговора, где организация "Молодая Босния", в которой состоял Принцип, была лишь вершиной айсберга под названием "международный заговор". Другие и поныне считают его героем народно-освободительной борьбы, избавителя балканских народов от сурового ярма Габсбургов и Австро-Венгрии. В этом году в Белграде был открыт памятник Принципу, что с новой силой всколыхнуло общественные дебаты. Как бы то ни было, фильм, пришедшийся как нельзя более кстати, очень живописно изображает саму атмосферу тех лет и оставляет зрителя наедине со своими размышлениями и оценкой.

Работа Дарко Байича "Мы будем чемпионами мира" (Bićemo prvaci sveta) пришлась по душе сербской публике, спортивный азарт которой известен далеко за пределами страны. В данном случае действие картины переносит нас в 1970 год, на баскетбольную арену в Любляне, где состоялся надолго всем запомнившийся матч между сборными Югославии и США. Концептуально и стилистически этот фильм напоминает две замечательные картины Драгана Бьелогрлича: Montevideo, Bog te video! (2010) известную у нас под дипломатичным названием "Монтевидео: Божественное видение" и ее продолжение 2014 года "Montevideo, vidimo se!" (До встречи в Монтевидео) о беспрецедентном успехе футбольной сборной Королевства Югославия в 1930 году, позволившем ей принять участие в финальной части чемпионата мира в Уругвае.

Режиссер Вук Ршумович, снявший драму "Ничей ребенок" (Ničije dete), поднял очень чувствительную тему - тему детей в современном обществе. Фабула фильма основана на реальных событиях - речь идет о мальчике "маугли", в младенчестве попавшем в стаю волков и выращенном ими. Помещение ребенка в социум происходит достаточно поздно, когда зоны мозга, отвечающие у людей за базовые навыки, в том числе - распознавания речи, уже сформированы. Мы становимся свидетелями грандиозной работы и непредвиденных трудностей, которые возникают и у воспитуемого, и у его воспитателей.

"Непослушный" (Neposlušni) Мины Джукич рассказывает о до боли знакомой на Балканах - да и, в свете мировых событий последних лет, к сожалению, не только там - истории, когда люди не вольны сами определять окружение, в котором им предстоит сформироваться как личность, будучи чужими среди своих. Лени и Лазар в детстве были лучшими друзьями. Позднее Лазар был вынужден эмигрировать, и в следующий раз он приедет на родину уже взрослым - на похороны отца. Встреча с Лазаром пробуждает в Лени воспоминания о безоблачном детстве. Она понимает, что жизни их сложились по-разному, в повадках Лазара то и дело сквозит что-то чуждое, иностранное. Но, бросив все условности, пара отправляется подальше от мира взрослых, в сельскую местность, чтобы лучше понять себя и других. И, наконец, решить, пытаются ли они воскресить тени прошлого или готовы любить и ценить друг друга такими, какими они выросли.

И заключает список фильмов, каждый из которых уже успел получить немало наград различного уровня и достоинства, трагикомедия Дарко Лунгулова "Памятник Майклу Джексону" (Spomenik Majklu Džeksonu). Оценили эту работу и в России, на кинофестивале Voices в Вологде, где она удостоилась приза за лучший сценарий. Марко хочет бросить супруга Любинка. И, естественно, балканский мужчина простых путей не ищет. Марко считает, что ему не остается ничего, кроме как воздвигнуть памятник Майклу Джексону. Это в одночасье превращает его в одного из самых известных и неординарных людей города, однако, безоблачной сложившуюся ситуацию назвать день ото дня трудней.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники