Утверждены новые программы переподготовки водителей
Напомним, что в процессе реформы у нас новые категории, а также подкатегории. Для того чтобы готовить водителей этих категорий и подкатегорий, нужны были программы их подготовки. Программы были сделаны модульными. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это, пожалуй, самый объемный блок - 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. И есть специальные блоки. Если у человека не было прав, то ему положено пройти полный курс обучения. Например, для категории "В" он составляет 190 часов, из которых 130 часов - это теория, большая часть которого - это общий для всех категорий базовый модуль.
Чтобы водителю для обучения на другую категорию не пришлось заново проходить обширный базовый модуль, который он уже изучал, и были разработаны программы переподготовки водителей с одной категории на другую.
Самые основные из них, наиболее востребованные, приняли вместе с основными программами. Теперь приказом утверждены все остальные программы переподготовки. Например, с категории "М" - мопеды - на категорию "А". Для получения прав на мопед потребуется 122 часа. Из которых 100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа - экзамен. Но если у вас есть права на мопед и вы хотите открыть категорию "А", то есть управлять мотоциклами, то согласно новым программам переподготовки на такое обучение потребуется 24 часа, из которых 8 часов теории и 16 практики.
Напомним, что прошел год с момента вступления в силу основных программ подготовки водителей. С этого момента и началась реформа в этой сфере деятельности. Чтобы бороться с так называемыми серыми автошколами, которые ничему не обучали, а попросту продавали свидетельства якобы об их окончании, была заведена практика проверки автошкол на соответствие их учебно-материальной базы и учебных программ требованиям программ, утвержденных министерством образования. Только такие автошколы могут обучать водителей. Их список публикуется на сайте ГИБДД.
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, с заявлениями о выдаче заключений в подразделения Госавтоинспекции обратилось 6204 автошколы. Программы согласованы 5795 организациям, заключения получили 5329 автошкол.
Однако проблемы по-прежнему остаются. "Серые" схемы продолжают активно использоваться. Группы учеников набирают не только автошколы, у которых есть лицензии, но нет заключения ГИБДД, но также и те, у которых лицензия либо приостановлена, либо организация и вовсе ее лишилась. Они по-прежнему торгуют свидетельствами об обучении, только не своими. Они покупают такие свидетельства у легитимных автошкол в регионах. В результате в столичное ГИБДД приходят сдавать экзамены якобы ученики дальневосточных автошкол.
Некоторые автошколы идут на такие хитрости. Они заключают договор аренды на площадку для подготовки водителей, помещение для обучения теории, а после получения заключения ГИБДД эти договоры расторгают. В каких условиях и как они обучают будущих водителей, под большим вопросом.
Как обезопасить себя от такой автошколы? В первую очередь перед выбором учебного заведения внимательно изучить список автошкол на сайте ГИБДД и обращаться в одну из тех, которые получили заключения.
И очень важно внимательно прочитать договор, который вы подписываете. В нем четко должно быть указанно, что за ваши деньги вам оказывают именно образовательные услуги. Должно быть указано и количество часов подготовки. Их не должно быть меньше, чем в примерных программах.
Одно из условий выполнения условий договора - получение свидетельства о прохождении обучения и профессии водитель.