Продажи автомобилей в лизинг начали расти
Лизинг для частных лиц в России до нынешней весны отсутствовал. Ранее считалось, что автолизинг выгоден для бизнеса, у граждан самыми популярными способами приобрести автомобиль всегда были покупка за наличные или в кредит, иногда аренда. По своей природе лизинг для физлиц - это та же аренда, но у него есть существенные отличия от краткосрочной аренды. Ставки при аренде зависят от ее продолжительности, при лизинге платежи всегда одинаковы. В аренду можно брать лишь те автомобили, которые предлагает компания, зачастую с пробегом, а в лизинг - любые новые из представленных в автосалоне.
После запуска программы льготного автолизинга для физлиц приобретение машины в лизинг имеет ряд преимуществ, считают эксперты. Льготный лизинг обеспечивает клиентам 10-процентную скидку от стоимости транспорта, которую они получают уже на стадии авансового платежа, но не более 550 тыс. рублей на одного лизингополучателя.
"Автолизинг для частных лиц - это операционный лизинг, предусматривающий передачу автомобиля клиенту на фиксированный срок от двух до трех лет. Клиент не выплачивает полную стоимость автомобиля лизингодателю, который после возврата транспорта реализует его на вторичном рынке. Автомобиль в период лизинга принадлежит лизинговой компании, и клиент не может его продать или обменять", - отмечает Алексей Смирнов, генеральный директор лизинговой компании Carcade.
Он добавил, что после окончания срока договора автомобиль возвращается компании или может быть выкуплен клиентом по остаточной цене. В ежемесячный платеж, который разбит на весь срок пользования, уже включены страховки ОСАГО и каско, транспортный налог, при необходимости - налог на роскошь, регистрация в ГИБДД и стоимость всех техосмотров.
По оценкам Carcade, 75-80% всех автолизинговых сделок, заключенных этим летом в России, прошли именно по льготной госпрограмме. Реализация программы дала рост от 5 до 15% лизинговых продаж по всем моделям. Кроме того, доля лизинга, как финансового, так и оперативного, в продажах легковых автомобилей и LCV на начало третьего квартала составила примерно 7,5%, тогда как годом ранее балансировала на уровне 3,5-4%.
"Лизинг выгоден компаниям и предпринимателям, заинтересованным в быстром получении транспорта для коммерческой эксплуатации. Первый взнос по договору автолизинга, как правило, составляет 25-30% от его стоимости", - говорит Алексей Смирнов.
Лизинг доступнее кредита, для заключения договора клиенту не нужно предоставлять залогов и дополнительных доказательств своей платежеспособности. Клиенты получают транспорт по двум копиям документов - паспорта и ИНН. Выдача автомобиля производится в течение двух рабочих дней с момента обращения в офис компании. Кроме того, приобретая автомобиль в лизинг, клиент избавляет себя от забот по его последующей продаже и рисков, связанных с потерей стоимости автомобиля.
"Предпринятые меры господдержки положительно повлияли на ситуацию на рынке и помогли снизить темпы падения. Во многом этому поспособствовали корпоративные продажи автотранспортным компаниям, которые захотели воспользоваться субсидией. Потенциал рынка очень большой, в работе с клиентами у лизинговой компании в отличие от банков ниже риски, что позволяет даже в условиях кризиса развивать и наращивать портфель. Лизинг - функциональный продукт и еще недостаточно оценен потребителями, что дает ему большие перспективы для роста", - считает Мовсар Медуев, генеральный директор "Major Лизинг".
Помимо этого эксперты обращают внимание на современные ГЛОНАСС-решения, которые могут помочь лизинговым компаниям, потребителям и дилерам автоматизировать процессы управления активами и сократить финансовые риски.
По словам Юрия Михеева, руководителя отдела корпоративных продаж "Автолокатор", для частных клиентов есть целый перечень таких решений. ГЛОНАСС-оборудование устанавливается на легковые автомобили, передаваемые во временное владение и пользование с правом их дальнейшего выкупа. "Его использование позволяет следить за надлежащим исполнением обязательств по договорам лизинга и реальной эксплуатацией транспортного средства, а также сохранить автомобиль в случае попыток угонов", - подчеркнул он.
Чтобы автолизинг стал популярен у физлиц, нужно провести большую разъяснительную работу, замечает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research. Возможностями лизинга могли бы воспользоваться граждане, у которых уже есть кредиты и получение нового займа на покупку автомобиля вряд ли возможно. "Пока еще нет регулярного обмена информацией между банками и лизинговыми компаниями, нет организаций, аналогичных "бюро кредитных историй", которые бы вели реестр лизингополучателей-физлиц", - замечает Татьяна Арабаджи.