В Москве прошел фестиваль короткометражных фильмов Future shorts

Программа Future shorts, посвященная самым ярким короткометражным фильмам зарубежья, на этот раз стала действительно незаурядным событием. То ли составители осенней программы решили сделать подборку на злобу дня, то ли кинорежиссеры из различных стран, словно барометры, улавливают признаки грядущей бури, рассеянные в атмосфере, - как бы то ни было, общая картина на редкость удручающая. Особенно удивляет резкая смена тем повествования на фоне засилья психоделических благоглупостей в технике компьютерной анимации, полностью превалировавших на фестивальных показах последних лет.

Итак, начинается все, как и в полемике античных времен, с курицы. Фильм уроженки Сараево Уны Гуньяк "Курица" (Kokoška) рассказывает о необычном дне одной семьи, жителей Сараево в страшном 1993 году. Отец семейства отправился на войну, оставив жену и двух дочерей. На день рождения одной из них он переслал с оказией необычный, но ценный в блокадных условиях подарок - курицу. Пернатое существо, поселившееся в бетонных джунглях одного из городских кварталов, напоминает о том, что где-то еще существует полузабытая вольная жизнь, и отношение детей к курице перестает быть равнодушным. Однако проявления детской нежности к животному чуть было не закончились большой трагедией.

Иранский анимационный фильм "Дерево" режиссера Саре Шафипур в изысканной манере, сочетающей технику китайской гравюры и персидское искусство книжной иллюстрации, в символах рассказывает о войне, разрушающей и видимый мир, и невидимый. В центре картины - хранительница традиций и продолжательница рода человеческого - женщина, ждущая мужа с поля боя. Плод граната - символ супружеской верности и плодородия, распадается надвое, суля горе и запустение. Но и женщина, и дерево, связанные прочными узами с землей, которая их породила, остаются верны своему предназначению - выжить и сохранить для будущих поколений то немногое, что в их силах спасти.

Греческий фильм "Школьный двор" (Proavlio) Ирэн Драгасаки в технике замедленной съемки показывает происходящее на условном школьном дворе летом, когда дети предоставлены сами себе, и процесс усвоения новых знаний на время приостановлен. Начинается все с невинного обливания друг друга водой, а заканчивается взаимным уничтожением. Страницы современной истории сожжены, так и не научив никого ничему. А образ Спасителя, помещенный над школьной доской, залитой кровью, пробуждает в нас внутреннее зрение, совлекая пелену с глаз, призывает опомниться, пока мир окончательно не погряз во зле.

Литовский "Звонок" Каролиса Каупиниса, по своей жанровой принадлежности к хоррору, вопреки названию, не относится. Но запустение и гулкие шаги преподавателей в коридорах некогда шумной школы вселяют ощущение безысходности. Школа и учителя остались, а учеников все меньше. Они вместе со своими родителями уезжают из страны в поисках лучшей жизни. И всему преподавательскому коллективу приходится идти на жалкие ухищрения, чтобы школу, которую ожидает инспекция аттестационной комиссии, не закрыли. Один, два, три, четыре… каждый что-то считает и пересчитывает, будто пытаясь привязать их чем-то невидимым к родной земле.

Шведская лента "Происшествие в банке" (Händelse vid bank) Роберта Остлунда является инсценировкой реального ограбления банка, которое случилось в 2006 году. Последовательность событий изложена в соответствии с показаниями очевидцев. Эта трагикомедийная история очень хорошо передает моральное состояние индивидов, выращенных обществом всеобщего благоденствия, где социальные функции очень четко связаны с профессиональной принадлежностью. Следствием этого является абсолютная инертность и полное неумение людей действовать в чрезвычайных ситуациях, причем в такой степени, что речь может идти даже об атрофии инстинкта самозащиты.

Фильм "Де Шмет" голландцев Томаса Бартена и Вима Годенса, очевидно, был задуман как комедия. Однако отечественному зрителю она может показаться на редкость унылой. Однообразное и бессмысленное существование трех братьев на фоне полного материального благополучия наводит уныние и сожаление о том духовно-нравственном тупике, в который с таким упоением себя загнали западные страны. Эстетические и романтические пристрастия братьев этот тезис подтверждают со всей очевидностью.

Анимационный фильм "Штормовка" Поля Кабо рассказывает об изобретении ученых, позволяющем увидеть будущее. Его испытание сопряжено с рядом опасностей, прежде всего, связанных с планами по перехвату этой технологии со стороны недружественных группировок. И то, что начинается как погоня, превращается в на редкость скверную и отталкивающую антиутопию. Но, что печально, исходные данные, заранее предсказывающие неминуемое попадание в аналогичную западню в случае создания какой-то подобной технологии, и, прежде всего, неумение людей самостоятельно мыслить и оценивать увиденное, уже налицо.

"Бездомные собаки" (Stray dogs) Минки Фарти-Кол свидетельствуют о наличии похожих аутодеструктивных процессах и по другую сторону Атлантики, только еще в более печальном и примитивном виде. Неумение оценивать опасность, опрометчивость действий, неготовность к сопротивлению - все это превращает и без того одиноких людей в приблудных псов.