Чем обернулась реконструкция 50 улиц в центре Москвы
По дороге Золотой Орды
Иду по Большой Ордынке. Древнейшая улица столицы, откуда начиналась дорога на Золотую Орду. Историки говорят, что именно здесь останавливались ханские послы, тут жили тяглые люди, отправлявшие в Орду дань, собранную с русских княжеств. Сохранилось немало исторических зданий, правда, более позднего периода - ХVII, ХVIII и ХIХ веков. Но редкий прохожий, спеша по своим делам по узким выщербленным тротуарам, мимо домов с облезлыми фасадами, вспоминал об этом. Слишком уж неказисто выглядела улица. Сейчас Большую Ордынку, работы на которой закончились в конце августа, не узнать. Пешеходы получили пространство на 2-3 метра шире прежнего. Все оно замощено крупной светлой плиткой. Так захотели жители самой Большой Ордынки, проголосовав на электронном референдуме. В итоге пропускная способность тротуаров повысилась вдвое - с 3 до 6 тысяч человек в час.
Фасады зданий отреставрированы. Добавилось зелени. Не стыдно будет москвичам, если гости столицы заглянут и во дворы. Взглянуть на некоторые из них сюда порой приезжают специально. Как, например, двор у дома N 17, известный как Дом Ахматовой. Поэтесса останавливалась здесь в квартире своих друзей Виктора Ардова и Нины Ольшевской, когда бывала в Москве с 1938 по 1966 год. В этом дворе был установлен и первый в России памятник Анне Ахматовой. Аккуратно забетонированный, со свежепосеянным газоном, цветником двор сейчас выглядит удивительно просторным. Поклонники поэтессы удивляются: "Оказывается, есть еще настоящие московские дворы!"
Второе рождение Большой Никитской
Окончание благоустройства Большой и Малой Никитской, Спиридоновки, Большой и Малой Бронных вторым рождением назвал мэр. Глядя на обновленные улицы, даже вечно спешащие москвичи замедлили бег и перешли на прогулочный шаг - надо привыкнуть к тому, что город, еще недавно едва отвоевывавший у машин пространство для пешеходов, тут выдал целую сеть удобных маршрутов, связавших Манежную площадь с Садовым кольцом. Причем Большая Никитская - одна из немногих московских улиц, где сохранилось так много великолепных усадеб прошлых веков, творений Матвея Казакова, Василия Баженова и других знаменитостей. Любоваться ими теперь ничто не мешает. На широких тротуарах места хватает не только гуляющим, но и летним верандам, выставленным кафе. Значит, появилось в Москве еще одно место, где приятно посидеть теплым вечером без суеты и шума мегаполиса. И хотя день все короче, но по вечерам здесь по-прежнему светло за счет эффектных ретрофонарей.
"Освещенность города увеличилась на 40%", - заметил мэр. Москва вошла даже в пятерку самых освещенных столиц мира - вместе с Токио, Лондоном, Нью-Йорком и Парижем. И таких улиц, удобных для отдыха и прогулок, лишь к началу сентября добавилось 12, а к окончанию сезона благоустройства будет 43. Общая протяженность их со 120 км, обновленных за 2011-2014 годы, вырастет до 232 км.
Автомобилистов не обидели
И при всем этом власти уверяют, что не страдают и автомобилисты. Более того, скорость их движения увеличивается. Честно говоря, я верила в это с трудом. Но на той же Большой Никитской, например, пропускная способность транспорта и в самом деле выросла с 10,2 тыс. машин в час до 11,5 тыс. За счет чего? Просто сняли с проезжей части почти 160 рекламных конструкций. Выровняли улицу, убрав узкие горлышки, и они пошли ровным потоком".
В этом и состоит главная фишка нового подхода московских властей: каждую из улиц они пытаются сделать комфортной и для пешеходов, и для автомобилистов.
- Этот проект отражает современные идеи, такие как "улица для жизни", "снижение интенсивности движения", "улица совместного пользования", то есть приходит понимание того факта, что автомобильное и пешеходное движение могут быть успешно совмещены в пределах одной улицы и что исключительно пешеходные улицы - скорее исключение, чем общее правило обустройства общественных пространств современного городского центра, - прокомментировал новшество директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
От центра до МКАД
И еще одно новшество: комплексное благоустройство шагнуло далеко за пределы центра Москвы, добралось до самой МКАД. Взять хотя бы Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе, в которые плавно переходит главная магистраль столицы - улица Тверская. Реконструкция этой трассы идет, пожалуй, дольше всего, почти уже 10 лет. За это время многое изменилось. Для того чтобы превратить ее в бессветофорную дорогу от Кремля до аэропорта Шереметьево, построены суперсовременные развязки и тоннели, самый сложный из которых - Алабяно-Балтийский - строители вот-вот все-таки обещают сдать. Теперь дело дошло и до внешнего облика трассы. Бульвары, которые делят Ленинградку на прямой ход и дороги-дублеры, радуют глаз свежезелеными рулонными газонами:
- Мы заменили ими 85 тыс. кв. м выжженных газонов, - рассказал "РГ" гендиректор фирмы-подрядчика Антон Базанов. - А чтобы такая же участь не постигла и наши газоны, мы, как в Европе, отделили их от дороги техническим тротуаром. На него зимой в ходе уборки техника будет сбрасывать снег вместе с реагентами, и трава страдать не будет.
Появились на этих зеленых полосах и диванчики, как из 50-х годов, - деревянные, с выгнутыми спинками, на черных чугунных ножках. Тротуары вдоль всей трассы также обновлены - в пешеходных зонах вымощены плиткой, а в транзитной части - бетонным покрытием. В новых гранитных бордюрах магистраль выглядит, как прочерченная по линейке.
"Для кого-то Ленинградка - это лишь дорога до аэропорта, а для кого-то - улица, на которой они живут и по которой их дети ходят в школу, - говорит Базанов. - Значит, она должна быть комфортной и для тех и для других".
По такому же принципу заканчивается благоустройство и Варшавского шоссе. Здесь обновили не только дорогу, - рассказал "РГ" Денис Дедов, но и все прилегающее к жилым домам пространство. Во многих дворах оборудовали отличные детские площадки, два ролледрома, две площадки с воркаутами, привели в порядок тротуары, на протяжении всего 15,5-километрового шоссе от станции метро "Тульская" до МКАД поставили красивые современные светильники. Помимо Ленинградки и Варшавки в этом году завершится благоустройство Каширского, Ярославского, Можайского, Щелковского шоссе и Рязанского проспекта.
Кстати
Расширением пешеходного пространства Москва, прежде имевшая один пешеходный Арбат, занялась в 2011 году. Первыми пешеходными стали Столешников и Камергерский переулки, затем улицы Покровка, Маросейка, Большая Дмитровка и другие. "И это не конец, - заверил москвичей Сергей Собянин. - В рамках программы "Моя улица" будем благоустраивать всю Москву. Ну а сейчас первый сезон реализации этой программы завершается - техника покинет улицы к 1 октября".