Новости

11.09.2015 00:06
Рубрика: Культура

Открылся большой фестиваль Михаила Плетнева

Большой фестиваль РНО под руководством Михаила Плетнева. Концертный зал им. Чайковского, 7, 12, 14, 18, 22, 26 сентября, 19.00.

В седьмой раз музыкальный сентябрь столицы пройдет под знаком Большого фестиваля Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева. Это бенефис одного из лучших в мире симфонических коллективов, отмечающего в этом году свое 25-летие. Большой фестиваль, кстати, единственный в мире фестиваль оркестра, это возможность для музыкантов блеснуть своим высоким исполнительским классом в разных музыкальных жанрах.

В афише по традиции симфонии, оперы, балетная и инструментальная музыка, новейшие сочинения, джаз. Главной персоной фестиваля неизменно выступает сам Михаил Плетнев, который предстает здесь и как дирижер, и как композитор, и как пианист. Его возвращение к роялю до сих пор воспринимается поклонниками как музыкальное чудо, и каждый такой выход его на сцену вызывает ажиотаж. Плетнев вносит в современный фортепианный мир с его рыночными параметрами и прямолинейной виртуозной харизмой редчайшую интонацию несуетного, сокровенного, глубокого погружения в композиторские тексты, интерпретируя их в индивидуальном контексте. Иногда и в собственной композиторской редакции.

На этот раз Михаил Плетнев представит на фестивале (22 сентября) собственную редакцию Концерта для фортепиано с оркестром Александра Скрябина. Импровизационность заложена здесь в сольной партии, но в какую сторону поведет Плетнев - в эфирную скрябиновскую образность или в поле джаза, предсказать невозможно.

В этой же программе под руководством американского дирижера Хобарта Эрла, возглавляющего Одесский филармонический оркестр, прозвучат также скрябиновские "Мечты" и Симфония N 2. А 26 сентября на закрытии фестиваля Плетнев исполнит Второй концерт Сергея Рахманинова. Хобарт Эрл, в свою очередь, представит интерпретацию "Симфонических танцев" - последнего сочинения Рахманинова, написанного во время развернувшейся в Европе Второй мировой войны (в 1940 году).

Таков и будет музыкальный эпилог Большого фестиваля, назидательно открывавшегося программой русских сказок о Кащее - оперой Николая Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" и Сюитой из балета Игоря Стравинского "Жар-птица" с ее страшным, безумным "Поганым плясом" и победительным финалом света.

В дальнейшей программе фестиваля РНО Шестая симфония Прокофьева (дирижирует Михаил Плетнев, 12 сентября), написанная как Элегия памяти жертвам Второй мировой войны, выступления знаменитого испанского валторниста Хавьера Боне и блистательного солиста РНО Владислава Лаврика (труба), концертное исполнение последней оперы-seria Джоаккино Россини "Семирамида", повествующей об интригах царицы Вавилона (18 сентября). По традиции дирижировать партитурой Россини на фестивале будет знаток его творчества итальянский маэстро Альберто Дзедда.

А сюрпризом фестиваля станет выступление Виктории Мулловой (14 сентября), которая впервые за многие годы появится на московской сцене, причем с неожиданной программой обработок зажигательной бразильской музыки для скрипки и ансамбля "Страдивари в Рио".

В Москве пройдет масштабная выставка народных промыслов

"Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж, 15 - 22 сентября.

В Новом Манеже 15 сентября откроется самая масштабная за последнее время выставка народных промыслов. Фарфор из Гжели, кружево из Вологды, подносы из Жостово, лаковая миниатюра из Палеха , глиняная игрушка из Липецка, береста из Томска - и это далеко не полный список того, что будет представлено на выставке "Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра". Покажут более тысячи шедевров русского декоративно-прикладного искусства из сорока регионов России, созданных за последние двадцать пять лет молодыми авторами и признанными мастерами своего дела. Большинство работ были отмечены высокими наградами на международных выставках.

На выставке можно будет узнать любопытные факты из истории народных промыслов. К примеру, на вологодской земле из золотых и серебряных нитей кружево плели повсюду еще в XVII веке - и в смутные времена польско-шведского вторжения, и при первых Романовых, пока реки Вологда да Сухона были важным торговым речным путем на Запад. Позже, в XIX веке, с Запада пришла мода украшать кружевными каемками и прошвами белье и платье. Тогда-то в Вологде и имениях близ нее появились мастерские, где работали крепостные кружевницы. Мода модой, но мастерицы в плетении мерного кружева парами коклюшек сохраняли рисунок все тех же кружев золотых и серебряных, которые плели в XVII столетии. Только два века спустя для этого стали использовать хлопчатобумажную нить. Эти изделия дошли до наших дней и стали известны на весь мир.

В наши дни предметы народного промысла не пользуются той большой популярностью, которую они, казалось бы, заслужили. Чаще всего ими интересуются иностранцы. Проект в Новом Манеже должен вернуть интерес к промыслам.

Расскажут на выставке и о том, как сейчас развиваются народные промыслы, как сохраняются традиции и какие современные технологии используются. К примеру, современные умельцы из Томска создают изделия из бересты путем накладывания друг на друга слоев, различных по своей природной окраске. Этот прием позволяет им создавать вещи, необычные по форме и неожиданные по своим размерам от берестяного перстенька и шкатулки для него до посуды и вещей, как говорят сами умельцы, "народу на погляденье", например, внушительных "Царь-пушки", "Самовара" или "Кареты". И все это из обычной бересты. Экспонаты на выставку предоставили ассоциация "Народные художественные промыслы", которая в течение двадцати пяти лет занимается сохранением народных традиций, и музеи современных предприятий.

В новый альбом Iron Maiden вошла песня о Робине Уильямсе

Iron Maiden "The Book of Souls" (2CD) Parlophone Records. 2015 г.

Одна из главных групп "новой волны британского хеви-метал" молчала ровно пять лет. Басист и лидер Iron Maiden Стив Харрис (признанный в этом году "лучшим басистом всех времен и народов" по версии журнала Metal Hammer) занимался продюсированием своей дочери Лорен. А вокалист Брюс Дикинсон лечил опухоль на языке и наводил порядок в собственной авиакомпании. Остальные четверо музыкантов совершенствовали свое и без того немалое мастерство, копили музыкальные идеи в студии.

Может, и поэтому новый альбом Iron Maiden получился довольно неожиданным: впервые группа записала сразу двойной диск из 11 композиций. Одна из них - Empire of The Clouds - звучит 18 минут. Никогда еще Iron Maiden не записывали столь пространных и эпичных композиций - даже на диске 2010 года The Final Frontier. И никогда прежде их музыка не переключалась столь недвусмысленно на более сложный и многоплановый жанр - прогрессивный метал. Со всеми присущими ему эпическими, связанными между собой композициями с частыми сменами ритма, мелодическими переходами. Вместо мистических страшилок, которые предпочитали Iron Maiden по молодости, теперь группа увлеклась развернутыми сюжетными текстами песен. Скажем, трек Tears of a Clown написан под впечатлением от самоубийства любимого зрителями киноактера Робина Уильямса, не выдержавшего испытания тяжелой болезнью и депрессией. Брюс Дикинсон услышал от врачей такой же страшный диагноз - но вокалист Iron Maiden (по прозвищу Сирена) свое испытание выдержал. А песню эту Брюс Дикинсон называет любимой в альбоме: может, она поможет в беде и другим.

Есть в альбоме и дивные баллады, и классическое фортепиано (что редкость для группы), и традиционная перекличка трех соло-гитар, выстраивающих мощные лабиринты хлестких мелодий. Сочетание мощи с перепадами настроений, непредсказуемость аранжировок (не часто встречавшаяся у Iron Maiden до альбома The Final Frontier) нивелируют то, что может показаться автоплагиатом. Но нет, это лишь верность традициям.

Лучшие песни альбома - The Man of Sorrows (где сочетаются баллада и драматичный хард-рок) и открывающий релиз рок-гимн Death or Glory. И справедливо читается название альбома: в переводе это - "Книга душ". Благодаря альбому и вправду можно узнать много нового об Iron Maiden. А может, и о самих себе.

Культура Музыка Классика Гид-парк Классика с Ириной Муравьевой