Вступили в силу программы переподготовки водителей
Теперь автошколы получили право не только обучать, но и переобучать водителей с некоторых категорий и подкатегорий на другие. Напомним, что чуть более года назад были приняты программы подготовки и переподготовки водителей. Если первые охватывали весь спектр существующих ныне категорий и подкатегорий, то вторые - только малую их часть. Связано это было со спешностью разработки этого документа. Дело в том, что к тому моменту поправки в закон, которые предусматривали введение новых категорий и подкатегорий, а также изменения правил игры на рынке обучения водителей действовали уже год.
Можно сказать, что не прошло и двух лет как реформа началась. Но тут есть свои тонкости.
Итак, новый приказ предусматривает переобучение с категории "М" на "А", а также с "М" на "В". То есть те, кто раньше получил права на мопед, могут за довольно короткий срок переобучиться на мотоцикл или легковой автомобиль. Понятно, что такую возможность законодательство должно предусматривать. Раз есть те, кто получил права только категории "М". А таких, по данным прошлого года, оказалось только 17 человек.
Также программы предусматривают переобучение с любой категории на подкатегорию "В1". Это уже более широкий спектр. Напомним, что права категории "В" дают право управлять квадрициклами и трициклами с автомобильными управлением, а права категории "А" - теми же вездеходами, но с мотоциклетной посадкой. А подкатегория "В1" дает право управлять и тем и другим.
Так вот именно со вчерашнего дня автошколы получили, по сути, новый ручеек для своего развития: переподготовка по новым программам. И им потребуется, чтобы начать кого-то обучать по ним, получить заключение от ГИБДД на соответствие их программ тем, которые утвердил минобрнауки, а также заключение о соответствии площадки требованиям для выполнения этих программ.
Между тем реформа подготовки водителей по-прежнему буксует. Несмотря на готовые программы, у экзаменаторов, то есть ГИБДД, нет конкретных механизмов и инструментов для проверки мастерства и знаний молодых водителей, подготовленных по новым требованиям. И, по всей видимости, четкого понимания, как проверять эти навыки, тоже пока нет. То есть каким образом востребовать от кандидатов на права полных знаний предмета вместо заученных наизусть билетов, маневров на площадке и поворотов на дороге.
На прошедшем недавно "круглом столе" с участием автоэкспертов и представителей ГИБДД были озвучены довольно печальные цифры. На долю молодых водителей в нашей стране приходится примерно 17 процентов аварий (около 29,6 тысяч ДТП), в которых в 2014 году погибло 3,3 тысячи и ранено 41,3 тысячи человек.
Среди причин, которые обозначил начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Александр Борисов, - недостаточный опыт и отсутствие навыков безопасного вождения. Решением данной проблемы, по его мнению, может стать пересмотр имеющейся системы обучения и внесение в нее ряда изменений и дополнений.
Одним из основных направлений при выдаче прав прозвучала идея сделать ее двухуровневой. Такая система практикуется в ряде европейских стран. Молодому водителю выдаются временные права на два года. На это время на него налагается ряд серьезных ограничений, в том числе ограничение скорости, запрет на движение в ночное время без сопровождающего опытного водителя, а также по перевозке пассажиров. Через два года, если он не попался на серьезных нарушениях правил и не был виновником ДТП, он может получить полноценные права.
Автор экзаменационных билетов Геннадий Громоковский предложил использовать у нас немного подкорректированный вариант. Также выдавать молодым водителям временные права на два года. За совершение нарушения начислять баллы. Если количество этих баллов по итогам двух лет превысило допустимое, то отправить такого молодого водителя на переподготовку. Пусть доучится и снова пробует себя на дороге.
Однако подобные поправки потребуют значительного пересмотра ныне действующего законодательства. В частности, необходимо вносить поправки в закон о безопасности дорожного движения, где заново прописывать условия получения водительского удостоверения. А также в Кодекс об административных правонарушениях, в который потребуется все-таки внести баллы за то или иное нарушение. От этой идеи отказались в том числе по требованию юристов и правозащитников, считающих балльную систему повторным наказанием. Отказ от баллов поддержали в правительстве.