Статистика знаменитого фестиваля La Folle Journee, впервые проведенного в России под названием "Безумные дни в Екатеринбурге", может поразить воображение, но не передать его атмосферу. А ведь именно праздник - одно из трех условий для осуществления замысла продюсера Рене Мартена: с помощью ежегодных "Безумных дней" сделать классическую музыку понятной и любимой для самой широкой демократичной публики. Два других условия: короткие концерты и доступные по ценам билеты - в Екатеринбурге были выполнены точно так же, как и в тех странах, где Мартен вот уже двадцать с лишним лет проводит свои La Folle Journee: во Франции, в Нанте, где фестиваль начался, в Испании, Португалии, Японии, Бразилии и Польше.
Название, заимствованное у Бомарше, не случайно: концерты идут с утра до позднего вечера в режиме нон-стоп на нескольких площадках: симфонические, камерные, хоровые, вокальные. Каждый может составить себе свой музыкальный маршрут. Это непростое испытание - для музыкантов, выступающих по два-три раза в день, и для любителей музыки, желающих объять необъятное. Хорошая "сумасшедшинка" здесь, конечно, есть. Правда, в Екатеринбурге нет единого концертного комплекса с большим количеством залов, но выбранные устроителями площадки находились друг от друга в шаговой доступности. Основную нагрузку взяли на себя два зала Свердловской филармонии и знаменитый Зал Маклецкого, построенный более ста лет назад. Погода не подвела, три солнечных дня позволили слушателям совершать променады между залами, чередуя музыкальные впечатления с обсуждениями.
Каждый год Мартен придумывает для фестиваля новую тему. Были монографические фестивали, посвященные популярным композиторам. Девиз нынешнего фестиваля - "Страсти земные и небесные". Несмотря на радикальный формат - музыка нон-стоп - Рене Мартен строг в вопросах отбора участников, среди них выдающиеся исполнители, или молодые - их Мартен с безошибочной интуицией выбирает сам.
Например, уже известного пианиста Андрея Коробейникова, который вновь приехал в Екатеринбург, я впервые услышала в Нанте в 2007-м, у него еще не было и половины его международных побед, и в России о нем вообще никто не слышал. Кроме Коробейникова, в Екатеринбург прибыли всегда непредсказуемый Борис Березовский и глубокий интеллектуал, оставивший большое впечатление Никола Ангелих, молодой обаятельный француз Давид Кадуш и по-восточному сосредоточенный Абдель Рахман Эль Баша, россиянки Юлиана Авдеева и Екатерина Державина. Сольный концерт сыграл скрипач Никита Борисоглебский, у виолончелиста Александра Князева был целый спектр разножанровых выступлений.
Открытием для екатеринбуржцев стали барочный ансамбль "Ricercar Consort" из Бельгии с великолепной солисткой Марией Кеохане (сопрано, Швеция), Трио аккордеонистов "Motion Trio" (Польша), и гитарист из Испании Хуан Мануэль Канисарес. Мартен любит, чтобы музыканты фестиваля вступали в новые для себя ансамбли, и он подбирает для этого специальные сочинения - мы становимся свидетелями живого музицирования. Как, например, случилось во время исполнения сочинения Арнольда Шенберга "Просветленная ночь". Для исполнения этого секстета к чешскому квартету "Пражак" присоединились превосходный альтист Жерар Коссе (Франция), наш виолончелист Александр Князев - и было ощущение, что они давно играют вместе.
Исполнительскую основу первого в России фестиваля составили екатеринбургские музыкальные коллективы, тем более что Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса продюсеру Мартену знаком давно, и говорит он о нем только с восхищением: с 2007 года коллектив принимает участие в La Folle Journee по всему миру. А вот у Уральского молодежного симфонического оркестра под руководством маэстро Энхэ был дебют, ему довелось играть с маститыми музыкантами. Свои минуты славы получили Симфонический хор Свердловской филармонии, екатеринбургский хор "Доместик", камерный оркестр B-A-C-H и ансамбль ранней европейской музыки Floss Florum.
В последний день фестиваля его продюсер нашел время для интервью "РГ".
Каким образом при таком обилии концертов на фестивале не возникает ощущения конвейера, нет снижения планки?
Рене Мартен: Мой приоритет - высочайший уровень исполнения. Это, конечно, вызов для музыкантов. В течение одного дня выступают скрипачи: утром Вадим Репин, днем Рене Капюсон, вечером Гидон Кремер. Все - великие, все - в одном зале. Для музыкантов - это обмен профессиональным опытом, и они работают много, больше, чем для обычных концертов. Не забывайте и про конкуренцию! В Нанте, где проходит 300 концертов, запланировано 800 репетиций! Каждый репетирует по 2-3 раза, солисты играют с разными оркестрами. Концерты транслируются в прямом эфире на радио и ТВ, и музыканты просто не могут выступать ниже своих возможностей.
Но может не хватить душевных сил...
Рене Мартен: Напротив: чем больше работаем, тем мы свободней - возникает второе дыхание. Этот фестиваль для меня - будущее классической музыки. Это не шоу-бизнес, здесь нельзя делать деньги. Артисты выступают за более скромный гонорар, вернее, так: гонорар обычный, но количество концертов увеличено. А главная мысль: люди должны знать, что есть музыка Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена... И после знакомства с ней публика должна стать другой.
Как, на ваш взгляд, прошел дебют La Folle Journee в Екатеринбурге?
Рене Мартен: Блестящая организация: 95% билетов было продано еще до начала фестиваля, а потом и все остальные. Теплая, почти семейная атмосфера, очень много молодежи. Артисты из европейских стран, которые впервые приехали в Екатеринбург, потрясены: публика открытая, внимательная, дружелюбная и очень понимающая.
Но вы столкнулись с ситуацией, когда нет единого здания…
Рене Мартен: Конечно, Дворец Конгрессов, как в Нанте, сильно бы облегчил нашу задачу. Но я предпочитаю иметь такую команду, как в Свердловской филармонии, и не иметь единой площадки. В Екатеринбурге мы создали проект La Folle Journee - и, возможно, в будущем он станет основой для постройки нового концертного комплекса. И мы будем привлекать для этого наших союзников и единомышленников.