14.09.2015 16:25
    Поделиться

    В Екатеринбурге завершился международный фестиваль La Folle Journee

    70 концертов на шести площадках дали за три дня более трехсот музыкантов из 17 стран мира. На выступления продано 22 тысячи билетов, залы были заполнены до отказа.

    Статистика знаменитого фестиваля La Folle Journee, впервые проведенного в России под названием "Безумные дни в Екатеринбурге", может поразить воображение, но не передать его атмосферу. А ведь именно праздник - одно из трех условий для осуществления замысла продюсера Рене Мартена: с помощью ежегодных "Безумных дней" сделать классическую музыку понятной и любимой для самой широкой демократичной публики. Два других условия: короткие концерты и доступные по ценам билеты - в Екатеринбурге были выполнены точно так же, как и в тех странах, где Мартен вот уже двадцать с лишним лет проводит свои La Folle Journee: во Франции, в Нанте, где фестиваль начался, в Испании, Португалии, Японии, Бразилии и Польше.

    Название, заимствованное у Бомарше, не случайно: концерты идут с утра до позднего вечера в режиме нон-стоп на нескольких площадках: симфонические, камерные, хоровые, вокальные. Каждый может составить себе свой музыкальный маршрут. Это непростое испытание - для музыкантов, выступающих по два-три раза в день, и для любителей музыки, желающих объять необъятное. Хорошая "сумасшедшинка" здесь, конечно, есть. Правда, в Екатеринбурге нет единого концертного комплекса с большим количеством залов, но выбранные устроителями площадки находились друг от друга в шаговой доступности. Основную нагрузку взяли на себя два зала Свердловской филармонии и знаменитый Зал Маклецкого, построенный более ста лет назад. Погода не подвела, три солнечных дня позволили слушателям совершать променады между залами, чередуя музыкальные впечатления с обсуждениями.

    Каждый год Мартен придумывает для фестиваля новую тему. Были монографические фестивали, посвященные популярным композиторам. Девиз нынешнего фестиваля - "Страсти земные и небесные". Несмотря на радикальный формат - музыка нон-стоп - Рене Мартен строг в вопросах отбора участников, среди них выдающиеся исполнители, или молодые - их Мартен с безошибочной интуицией выбирает сам.

    Например, уже известного пианиста Андрея Коробейникова, который вновь приехал в Екатеринбург, я впервые услышала в Нанте в 2007-м, у него еще не было и половины его международных побед, и в России о нем вообще никто не слышал. Кроме Коробейникова, в Екатеринбург прибыли всегда непредсказуемый Борис Березовский и глубокий интеллектуал, оставивший большое впечатление Никола Ангелих, молодой обаятельный француз Давид Кадуш и по-восточному сосредоточенный Абдель Рахман Эль Баша, россиянки Юлиана Авдеева и Екатерина Державина. Сольный концерт сыграл скрипач Никита Борисоглебский, у виолончелиста Александра Князева был целый спектр разножанровых выступлений.

    Открытием для екатеринбуржцев стали барочный ансамбль "Ricercar Consort" из Бельгии с великолепной солисткой Марией Кеохане (сопрано, Швеция), Трио аккордеонистов "Motion Trio" (Польша), и гитарист из Испании Хуан Мануэль Канисарес. Мартен любит, чтобы музыканты фестиваля вступали в новые для себя ансамбли, и он подбирает для этого специальные сочинения - мы становимся свидетелями живого музицирования. Как, например, случилось во время исполнения сочинения Арнольда Шенберга "Просветленная ночь". Для исполнения этого секстета к чешскому квартету "Пражак" присоединились превосходный альтист Жерар Коссе (Франция), наш виолончелист Александр Князев - и было ощущение, что они давно играют вместе.

    Исполнительскую основу первого в России фестиваля составили екатеринбургские музыкальные коллективы, тем более что Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса продюсеру Мартену знаком давно, и говорит он о нем только с восхищением: с 2007 года коллектив принимает участие в La Folle Journee по всему миру. А вот у Уральского молодежного симфонического оркестра под руководством маэстро Энхэ был дебют, ему довелось играть с маститыми музыкантами. Свои минуты славы получили Симфонический хор Свердловской филармонии, екатеринбургский хор "Доместик", камерный оркестр B-A-C-H и ансамбль ранней европейской музыки Floss Florum.

    В последний день фестиваля его продюсер нашел время для интервью "РГ".

    Каким образом при таком обилии концертов на фестивале не возникает ощущения конвейера, нет снижения планки?

    Рене Мартен: Мой приоритет - высочайший уровень исполнения. Это, конечно, вызов для музыкантов. В течение одного дня выступают скрипачи: утром Вадим Репин, днем Рене Капюсон, вечером Гидон Кремер. Все - великие, все - в одном зале. Для музыкантов - это обмен профессиональным опытом, и они работают много, больше, чем для обычных концертов. Не забывайте и про конкуренцию! В Нанте, где проходит 300 концертов, запланировано 800 репетиций! Каждый репетирует по 2-3 раза, солисты играют с разными оркестрами. Концерты транслируются в прямом эфире на радио и ТВ, и музыканты просто не могут выступать ниже своих возможностей.

    Но может не хватить душевных сил...

    Рене Мартен: Напротив: чем больше работаем, тем мы свободней - возникает второе дыхание. Этот фестиваль для меня - будущее классической музыки. Это не шоу-бизнес, здесь нельзя делать деньги. Артисты выступают за более скромный гонорар, вернее, так: гонорар обычный, но количество концертов увеличено. А главная мысль: люди должны знать, что есть музыка Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена... И после знакомства с ней публика должна стать другой.

    Как, на ваш взгляд, прошел дебют La Folle Journee в Екатеринбурге?

    Рене Мартен: Блестящая организация: 95% билетов было продано еще до начала фестиваля, а потом и все остальные. Теплая, почти семейная атмосфера, очень много молодежи. Артисты из европейских стран, которые впервые приехали в Екатеринбург, потрясены: публика открытая, внимательная, дружелюбная и очень понимающая.

    Но вы столкнулись с ситуацией, когда нет единого здания…

    Рене Мартен: Конечно, Дворец Конгрессов, как в Нанте, сильно бы облегчил нашу задачу. Но я предпочитаю иметь такую команду, как в Свердловской филармонии, и не иметь единой площадки. В Екатеринбурге мы создали проект La Folle Journee - и, возможно, в будущем он станет основой для постройки нового концертного комплекса. И мы будем привлекать для этого наших союзников и единомышленников.

    Поделиться