Оптимизация расходов применительно к целям развития космической деятельности задача крайне сложная и требующая очень внимательного подхода в определении приоритетов. Безусловно, бюджетные средства необходимо экономить, но при этом планировать расходы и определять направления таким образом, чтобы не отставать от конкурирующих стран и развивать успехи и достижения российской космической отрасли без колоссальных издержек.
Космос сегодня с точки зрения современной экономики - это инновационный и очень прибыльный бизнес. Доход компаниям и государствам приносит спутниковая навигация и системы глобального позиционирования, мониторинг поверхности Земли, телекоммуникации и связь, технологии биомедицины, альтернативная энергетика, а главное, внедрение в промышленное производство инноваций и технологий, первоначально разработанных для исследований космоса. В сегменте спутниковой связи, например, каждый 1 доллар, вложенный в производство космических аппаратов, приносит от 16 до 30 долл. прибыли.
Объем мирового рынка космических услуг сейчас составляет около 400 млрд долл. в год и ежегодно растет примерно на 5%, причем собственно затраты на запуски ракет и поддержание работы спутников составляют около 40 млрд долл., то есть в 10 раз меньше. По итогам 2014 года коммерческий сегмент космического рынка достиг 203 млрд долл. и сравнялся с объемом мировых государственных программ. Пока доля России в коммерческом сегменте составляет лишь 0,6% из-за малого количества коммерческих спутников и недостаточного спроса населения на услуги спутниковой связи и телевидения.
К 2030 году с появлением новых типов ракетоносителей и внедрением перспективных технологий рост рынка космических продуктов и услуг может ускориться, а его объем - увеличиться примерно до $1,5 трлн. Сейчас уже недостаточно просто совершенствовать старые разработки или создавать космические корабли с прежними характеристиками. Ракетоносители и транспортные системы, которые 50 лет назад являлись основной гордостью космических держав и приоритетом для завоевания позиций в космосе, уступают свою роль функциональным космическим аппаратам, предназначенным для конкретных задач и целей.
Если Россия сосредоточится только лишь на транспортировке грузов на околоземные орбиты, то наша доля в будущем не превысит 2% от общего глобального рынка космической индустрии, технологий и услуг.
Взглянем на звезды с инвестиционной точки зрения. Главное для бизнеса - это получение прибыли за счет удовлетворения потребности людей. Человек, и именно человек, своими деньгами в конечном итоге платит за возможность ежедневно пользоваться космическими достижениями. Орбитальный телескоп "Хаббл" изначально был очень дорогим научным проектом стоимостью 6 млрд долл. и создавался исключительно для астрофизических исследований. Но разработанные для этой программы технологии трансляции данных с орбиты нашли применение в сотовой связи, вызвали взрывной рост индустрии мобильных телекоммуникаций и за очень короткий срок многократно окупили расходы на создание "Хаббла". И сейчас сотовая связь, навигаторы, фотокамеры в телефонах - уже непременные атрибуты жизни каждого человека от школьника до пенсионера, а ведь все это "подарил" нам космос.
По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет в мире будет заказано и произведено 1800 новых космических аппаратов на сумму свыше 300 млрд долл. И наши предприятия могут существенно увеличить российскую долю на этом рынке, если подключится отечественный бизнес.
Россия сохраняет индустриальный и научный потенциал и занимает заметное место в глобальной торговле, а значит, наша страна способна разработать технологии, полезные и необходимые людям на Земле. Для этого необходимо поставить человека на первое место в космосе. Каким образом? Ответ очевиден - это развитие пилотируемой космонавтики. Планы должны быть очень амбициозные, но одновременно с этим разумные, такие как создание станций на Луне и исследование Марса. Луна самый перспективный космический объект с точки зрения новой термоядерной энергетики, полезного использования космических ресурсов и солнечной энергии, отработки технологий исследования дальнего космоса, строительства, связи, биологии, медицины и защиты людей от радиации. Луна - ближайший к нам космический объект, а значит, стоимость доставки материалов, оборудования и людей будет наименьшей из всех внеземных проектов.
Технологии, которые будут разработаны и созданы для жизнеобеспечения деятельности лунных объектов, минералы и материалы, собранные на Луне, в том числе и изотоп гелия-3, помогут развитию инновационной экономики и энергетики и принесут прибыли как отдельным компаниям, так и стране в целом. Разработанная собственная электронно-компонентная база может стать основой для продвижения продукции отечественной электронной промышленности и приносить миллиардные прибыли.
Срок окупаемости космических программ сравним по длительности с крупными государственными инфраструктурными проектами, но рентабельность инвестиций в космические технологии оценивается в 25-30 процентов.
В полете на Марс любая мелочь будет высокотехнологичной, и все созданное для обеспечения межпланетной экспедиции будет предназначено для нужд человека. При внедрении этих инноваций в земной индустрии прибыли будут огромными, ведь технологии очистки воды и воздуха, защиты от солнечной радиации, системы энергосбережения могут появиться в каждом современном здании. Учитывая, что объем мирового рынка строительных работ и услуг составляет до 6 триллионов долларов в год, даже небольшой процент высокотехнологичных компонентов в строительстве и оборудовании - это десятки и сотни миллиардов долларов.
Именно государственно-частное партнерство позволит привлечь необходимые дополнительные средства компаний и корпораций помимо бюджетных трат. Бизнес в обмен на ноу-хау может инвестировать в НИОКР до половины необходимых средств, финансировать фундаментальные исследования, испытательные лаборатории и стендовое оборудование. А государство способно обеспечить координацию процессов и может создавать стимулы для бизнеса.