Документальный фильм рассказал об отношении исландцев к призракам

Документальный фильм Сигюрдура Ингоульфсона "Пути и призраки" (Haunted trails), показанный в рамках Дней исландского кино в Москве, как нельзя лучше подходит для того, чтобы познакомить зрителя с крайне своеобразным отношением исландцев к реальности в общепринятом понимании этого слова.

5.0

Режиссер попытался перенести на экран события, предшествующие трагедии в Кьёлуре, взбудоражившей всю Исландию в далеком 1780 году. За две сотни лет произошедшее обросло в народной памяти многими чертами, свойственными "сказкам-бывальщинам", известным в Исландии с незапамятных времен. Следует отметить, что фактом в восприятии исландцев является не только путешествие соотечественников, но и убийство их привидениями.

Вера исландцев в сверхъестественное несет в себе черты, свидетельствующие о переплетении языческого, католического и протестантского культурного наследия. Отдельно стоит упомянуть о влиянии ирландцев - по некоторым свидетельствам, ирландские монахи обосновались на острове задолго до начала его колонизации норвежскими викингами. Сами привидения не являются в представлении исландцев бесплотными духами. Они даже способны к репродуктивной жизни - обсуждение этого вопроса также изящно ввернуто режиссером в диалоги героев. В привидения часто превращаются люди, умершие не своей смертью или не похороненные по христианскому обряду. Однако отношение к священникам также не вполне свободно от языческих представлений - их зачастую подозревают в колдовстве.

Восприятие исландцами истории, как и проведение грани между прошлым и настоящим, имеет свои особенности. При наличии мощной литературной традиции, которая позволила донести до наших дней все события исландской истории, прошлое сохраняет прямую связь с настоящим, а трагедия 1780 года и новые версии произошедшего исправно появляются в исландской прессе и в наши дни. Кроме того, откровения, якобы посланные свыше некоторым участникам этой драмы, получили стихотворное воплощение и обессмертили происшествие в народной памяти.

Режиссер выбирает очень образный язык эпического повествования, а появление в кадре обычных людей, буднично запрягающих повозки, проявляет ироничное отношение режиссера к описываемым событиям. Они, многократно изложенные на манер героической саги, заставляют забыть о том, что героями были простые люди, жившие в конце XVII века, похожие на своих потомков. Периодически закадровый текст прерывается прямой речью: беседой младшего брата со старшим.

А дело было так. Хальдоур Бьяртнасон, зажиточный представитель одного из самых уважаемых родов в Исландии и управляющий имуществом датской церкви, жил в Рейнистадуре близ Скагафьордура. Несмотря на вес в обществе, дела его не шли в гору. По большей части виновата в этом была эпидемия псороптоза овец, унесшая две трети поголовья по всей стране. Хальдоур решил пополнить стадо, принадлежащее церковному приходу, для чего послал своего старшего сына Бьяртни и сезонного работника Йоуна Торвальдссона на юг через Кьёлур для покупки овец. Они выполнили поручение, но в обратный путь отправились не сразу: пришлось ждать, пока скот будет согнан воедино. Близилось время сбора урожая, и Хальдоур с женой решили отправить им людей на подмогу. Одним из них был арендатор Сигюрдур Торстейнссон, а другим - младший сын Хальдоура, любимец семьи 11-летний Эйнар. Последний просился остаться дома, как будто предчувствуя, что добром путешествие не кончится. Поговаривают, что перед отъездом он разделил между домашними свое нехитрое имущество - игрушки и личные вещи.

Они достаточно быстро воссоединились с Йоуном и Бьяртни и прибыли в Хреппар, где им был оказан радушный прием. Местные предостерегали их от путешествия через Кьёлур в канун зимы, обещая поселить их у себя до весны и позаботиться о стаде. Но Бьяртни, поддавшись на уговоры Йоуна, который имел свои причины не тянуть с возвращением, принял решение о немедленном отправлении. Часть дороги их сопровождали местные жители. Вскоре к ним присоединился священник из Рейнистига Гюдмюндур Дадасон. До реки Йокульсфатль с ними проследовали еще несколько человек, а далее пятерка отправилась самостоятельно, намереваясь поскорее добраться до места предполагаемой ночевки неподалеку от возвышенности Иннри-Скути. Вскоре подул северо-западный ветер, началась снежная буря. Больше о них ничего не было известно.

Весной были обнаружены тела только двух членов группы: священника и Сигюрдура. Вскоре пошла молва о том, что остальные тела были похищены либо привидениями, либо людьми. Слухи послужили причиной судебному разбирательству против участников поисковой экспедиции, которое длилось несколько лет и было закрыто за отсутствием состава преступления. Родители Бьяртни и Эйнара впоследствии ходатайствовали о пересмотре дела в парламенте Исландии, но их прошение не было удовлетворено. Только в 1846 году один из путешественников нашел человеческие кости, которые оказались останками ребенка и молодого мужчины. Они были обнаружены в основании пирамиды из камней, оставляемыми путниками в качестве ориентира. Еще много лет после этой находки дорога через Кьёлур не использовалась: место считалось населенным призраками.

Учитывая, что исландцы до сих пор не прокладывают асфальтированные дороги через те места, где, по поверьям, водится нечистая сила, документальный - подчеркнем это - фильм становится и экскурсом в прошлое, и некоторым предостережением. Про более светлую сторону таких рассказов как нельзя лучше некогда сказал знаток исландского языка и литературы М.И. Стеблин-Каменский: "В современной исландской аудитории сказка о привидениях всегда вызывает оживление, и обычно такая сказка рассказывается со своеобразным, чисто исландским юмором - таким юмором, который все время на грани полной серьезности".