Дания отправит на "Оскар" фильм о жертвах военной политики США
Фильм Тобиаса Линдхольма "Война" (Krigen) будет представлять датское кино на кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", сообщает Датский институт кино.
Вниманию датского жюри, помимо новой картины Линдхольма, были представлены два фильма: сюрреалистическая картина Андерса Томаса Йенсена "Мужчины и куры" (Mænd & høns), собравшая поистине звездный состав во главе с Мадсом Миккельсеном и Николаем Ли Косом, и нашумевшая документальная работа Джошуа Оппенхаймера "Взгляд тишины" (The Look of Silence) о геноциде в Индонезии, произошедшем в 1965-1966 годах.
Основной темой "Войны" стал "афганский синдром" и последствия, с которыми пришлось столкнуться представителям датского военного контингента, отправленным в горячую точку, где спасение соратников способно обернуться трагическими последствиями для гражданского населения, а действия в ежеминутно изменяющихся обстоятельствах - стать основанием для судебного преследования у себя на родине и обвинением в совершении военного преступления. Человеческая цена, которую платит военная элита и их семьи, а также те, кого, по сути, она пришла защищать, несоизмеримо высока по сравнению с крайне скудными результатами борьбы с международным терроризмом. Телесериал "Убийство" (Forbrydelsen II), в свое время с успехом и неоднократно показанный в Дании и за ее пределами, подробно исследовал те невидимые внешнему взгляду путы, которые со временем намертво связывают военных, их окружение и семьи, лишая их полноценной жизни.
Датский режиссер пытается осмыслить не только значение роли личности в истории, но и попытаться дать ответ на вопрос, каким государством на сегодняшний день является Дания. Маленькое государство, соединяющее континентальную Европу и географическую Скандинавию, за последние сто пятьдесят лет основательно забыло, что значит вести полномасштабные боевые действия. Однако международные обязательства, проистекающие из членства Дании в НАТО, в глазах, прежде всего, арабского мира, превращает ее в страну, участвующую в войне. То, что военные операции происходят далеко от датских границ, в свою очередь, порождает двойственное ощущение в самом обществе: с одной стороны, ее сыны гибнут под красно-белым флагом, с другой - гибнут они за какие-то абстрактные идеалы и идеи, ни с чем не связанные в национальном сознании и не отстаивающие, по большому счету, датские интересы.
Похоже, что наряду сербским фильмом "Анклав", который рассказывает об ужасах жизни в послевоенном Косово, "Война" станет свидетельством критического осмысления американской внешней политики последних десятилетий - на американской земле. Причем в последнем случае речь идет о безоговорочных союзниках.