Ситуацию с прошедшими в Сибири лесными пожарами разобрали в Доме правительства, что называется "по косточкам". Все понимают, что положение совершенно неприемлемое. Тысячи лесных пожаров на сотнях тысячах гектаров на особо охраняемых территориях, в заповедниках и заказниках - вот итог этого сезона в Бурятии, Хакассии, Тыве, Иркутской и Забайкальской областях. В чем проблема? Ведь дожди дождями, а в будущем году дождей также можно ждать до осени. И что? Опять будем гореть? Перевооружить новой техникой лесхозы за зиму в пострадавших регионах федеральный центр не успеет, свободных денег у страны в условиях кризиса тоже нет.
Дмитрий Рогозин высказался за корректировку всей системы пожаротушения, потому как в существующем варианте за тушение пожаров в полях вообще не отвечает ни одна служба. По его словам, необходимо более четко разделить полномочия органов власти на всех уровнях и выделить организации, ответственные за своевременные принятие мер безопасности.
- Нужен по сути дела единый штаб, центр принятия решений по тушению пожаров, который обладал бы правом оперирования всеми имеющимися силами и средствами независимо от ведомственной принадлежности - резюмировал Рогозин.
При этом, как сказал вчера Александр Хлопонин, условия в соседних с погорельцами регионах также были - не сахар. Но там не горело. Значит дело не в погоде и не в технике. Хлопонин заметил, что сам долго работал губернатором в соседнем Красноярском крае и знает, что проблема в людях и отношении этих людей, а точнее руководителей погоревших регионов к профилактике пожаров и подготовке к пожарному сезону.
По словам Хлопонина в ближайшее время в правительстве РФ будет принято постановление о запрете выжигания травы на землях сельхозназначения. Запрет также повлечет за собой административную и уголовную ответственность за сельхозпал.
И это на самом деле еще самое безобидное, что может в дальнейшем ждать нерадивых должностных лиц. Статья на самом деле в УК РФ для них есть давно. Это - до 5 лет за халатность. Но Дмитрий Рогозин предложил еще больше ужесточить законодательство.
Рогозин раскритиковал действующую систему реагирования на ЧС за низкую эффективность. Вице- премьер заявил, что зачастую и силы МЧС задействуются несвоевременно. По его данным, в Бурятии это произошло спустя 59 дней после введения ЧС. Нередко также для борьбы с огнем по факту задействовано гораздо меньше сил и техники, чем звучит в бравурных отчетах. Есть проблемы и с космомониторингом. Спутниковые снимки запаздывают и пожарные видят очаги, только когда огонь охватывает уже 25 гектаров леса.
Рогозин также заявил, что зачастую руководство регионов умышленно затягивает борьбу с пожарами, ожидая введения ЧС, чтобы переложить ответственность на федеральный центр, и рассчитывая на привлечение федеральных сил и денег. При этом регионы получают субсидии, но нередко до лесхозов эти деньги почему-то не доходят.