Юлия Басова, писательница
"Капремонт" - слишком молодое понятие. Я в чем-то разделяю негодование россиян, критикующих его, однако надо время, чтобы понять, к чему мы с ним придем. Насколько мне известно, есть два фонда для этих платежей - общегородской и ТСЖ. В случае первого плюс тот, что город добавляет денег на ремонт, но только он решает, что нужно жильцам. Во втором случае жильцы сами выбирают, что им необходимо менять, однако располагают только теми средствами, которые накопили. Поскольку программа стартовала недавно, что выбрать - рассуждать пока рано. Во Франции, к слову, делается так: жильцы собираются и голосуют, сколько и за что они готовы платить. Сборы целевые, а не общие: на фасад, мусоропровод, гараж и так далее. Казалось бы, это правильно, но в России, как всегда, появляются нюансы.
Вероятно, принуждать людей сдавать деньги на капремонт, о котором пишет "РГ", - логично. Во многих городах, особенно малых, дома необходимо ремонтировать, люди, даже богатые, добровольно скидываться не будут, а бюджета небольших администраций вряд ли на это хватит. В то же время много обстоятельств в этой теме не берется во внимание, например, возраст жилья. Почему я должна платить, поселившись в новом доме, если до его капитального ремонта я могу десять раз переехать? Кроме того, не разработана система прозрачного наблюдения за оборотом денег. Я добросовестно вношу плату за капремонт, но не имею ни малейшего представления, куда она идет и как распределяется. Наконец, почему в Питере плата за капремонт гораздо ниже, чем в Москве, там ремонтировать, что ли, нечего? В общем, вопросы еще есть.
Время, конечно, для этих сборов выбрали не очень подходящее: в стране кризис, и деньги считают все, не только малоимущие. Вместе с тем я не стою на позиции безапелляционной критики капремонта, а призываю к терпению и сдержанному оптимизму. Быть может, пройдут годы, а мы с вами воскликнем: "Боже, и как мы раньше жили без капремонта!"