01.10.2015 20:50

Возраст не помеха

Запретят ли эксплуатацию старых машин?
Удивительная идея столичных депутатов была озвучена в СМИ. Речь идет о запрете эксплуатации в Москве автомобилей, возраст которых более 15 лет.

Впрочем, после того как информация о подобном законопроекте была озвучена, московские депутаты опровергли эту информацию.

- У нас никогда не было и не могло быть подобной инициативы, - рассказала "РГ" председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Зоя Зотова. - Речь идет лишь о том, чтобы более тщательно контролировать состояние старых машин. Ведь известно, что после 15 лет эксплуатации ухудшаются экологические характеристики автотранспорта. А 90 процентов загрязняющих веществ в столичный воздух добавляют машины.

По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, каждый пятый автомобиль в столице старше 15 лет. Но все старые машины, которые ездят по дорогам, раз в год обязаны проходить технический осмотр. Без этого, как известно, нельзя получить полис ОСАГО - обязательный документ для водителей.

Каждый пятый автомобиль в столице старше 15 лет. Но все машины обязаны проходить технический осмотр

- Многие автовладельцы проходят техосмотр "за деньги", - подчеркивает Зоя Зотова. - Будем выходить на федеральный уровень с просьбой инициировать процесс проверки компаний, которые сегодня занимаются техосмотром.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков уверен, что бороться за чистоту столичного воздуха можно не запретами использования уже послуживших автомобилей, а ужесточением требований к отдельным узлам и механизмам, а также к качеству моторного топлива. "Во всем мире сегодня топливо уже 5-го и 6-го экологического класса, а у нас только 4-го, - отмечает парламентарий.

- Если некачественное или плохо очищенное топливо заливать даже в суперновый двигатель, никакие катализаторы очистки выхлопных газов справляться не будут. Все равно будут вредные выхлопы. Да, нужно ужесточать контроль за техническим состоянием машин. Производители должны нести ответственность за техническое состояние своих автотранспортных средств. У меня, например, японская праворульная машина, которой более 15 лет, в идеальном состоянии. Я за ней слежу, регулярно честно прохожу техосмотр. И не считаю, что она опасна для столичного воздуха. А многие отечественные машины, которым и двух лет не исполнилось, уже, как говорится, чадят. И кто в этом виноват? Автовладелец? У него что, изъять нужно эту машину?

Кстати

В России по данным ГИБДД зарегистрировано 55,7 миллиона транспортных средств. Из них 19,7 миллиона старше 15 лет. 8,3 миллиона автомобилей, возраст которых составляет от 10 до 15 лет. 12,8 миллиона машин, возраст которых от 5 до 10 лет.

Германия

Здесь действуют строгие технические и экологические нормы допуска машин на общественные дороги. Как рассказал "РГ" Карстен Граф из Германского автомобильного клуба, каждый автовладелец должен раз в два года проходить главный техосмотр. Обычно после 13 - 14 лет движения ремонт немецких автомобилей для прохождения техосмотра больше нерентабелен. Если машина получала хороший уход и нечасто использовалась, она может пройти техосмотр и после 20 лет, однако проблематичным может оказаться въезд в центры городов, которые признаны "экологическими зонами". После 30 лет машину можно зарегистрировать как ретроавтомобиль. Для таких автомобилей положена налоговая скидка.

Франция

Нет лучшего способа подтолкнуть владельцев старых, а значит, экологически грязных по нынешним критериям автомобилей, чем заинтересовать их материально.

Этот метод в виде "премии на утилизацию авторухляди" помог французскому правительству в конце "нулевых" годов избавиться от сотен тысяч таких машин. Сначала этот бонус составлял 1000 евро, затем его постепенно снижали, а сейчас он составляет 300 евро. Эту сумму получает любой гражданин, который, приобретая новую машину, сдает прежнюю возрастом в 15 и более лет. Особые условия, начиная с этого года, предоставляются тем, кто решил стать обладателем электромобиля или гибридного "железного коня", одновременно расставаясь со старой машиной (более 13 лет) с дизельным двигателем, которые во Франции составляют примерно половину всего национального автопарка и считаются особенно вредными для экологии. В первом случае госдотация может доходить до 10 000 евро, а во втором до 6500.

Каких-либо решений, нацеленных на вытеснение "старичков" в масштабах страны, пока не принималось, но такая вероятность в будущем не исключается. Об этом можно судить хотя бы по инициативе мэра Парижа Анн Идальго. С лета будущего года она намерена, естественно, заботясь об экологии города, запретить в столице все легковые автомобили, произведенные до 1997 года. Понимая, что подобная радикальная мера может вызвать протесты части парижан, Идальго предложила владельцам таких автомобилей адресный чек в 400 евро. Его можно использовать для покупки проездного билета на все виды городского транспорта, абонемент на услуги прокатной службы велосипедов, электромобилей. Эти деньги также можно потратить для приобретения велосипеда - обычного или электрического.