Между тем, как сообщают СМИ, в международной группе расследователей эти слова Вовка назвали "неосторожными" и отметили, что пока рассматривают различные варианты, хотя один из них "наиболее вероятен".
Как уже не раз писала "РГ", после катастрофы российские эксперты сформулировали перечень важнейших вопросов, ответы на которые необходимы для объективного расследования.
- Названы два приоритетных сценария: самолет мог быть сбит ракетой класса "земля-воздух", и его мог сбить другой самолет, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - В предварительном докладе был приведен список материалов, используемых расследователями. Это, скажем, данные о техническом обслуживании воздушного судна и о выполнении полета: НОТАМы (сообщения для пилотов), план полета, погода, состав экипажа. Это изображения в открытом доступе и изображения со спутников. Это данные радиолокационного наблюдения службы управления воздушным движением, представленные "Украэрорухом", данные радиолокационного наблюдения, представленные Россией. Это данные черных ящиков.
Но есть ли аудиозаписи радиообмена военных диспетчеров с пилотами боевых самолетов? Исследованы ли все планы полетов (плановые таблицы) боевой авиации Минобороны Украины в день трагедии, записи всех переговоров между диспетчерами и руководителями полетов "Украэрорух" и командными пунктами управления полетами минобороны? Эта важнейшая информация до последнего времени отсутствовала в материалах расследования.
Что обычно расследователи делают в первую очередь? Сначала прослушивается и анализируется аудиозапись переговоров в кабине экипажа, а также между пилотами и диспетчером. Потом выкладывается макет из обломков, чтобы установить, с какой стороны было поражено воздушное судно: сверху - снизу - сбоку, справа - слева, спереди - сзади. Устанавливается характер проникающих отверстий, поражающих элементов.
Но в данном случае стандарты ИКАО по расследованию авиационных происшествий серьезно нарушены. В том же предварительном докладе написано: ИКАО консультировало расследователей по телефону в отношении процедурных вопросов. Полный абсурд! Существует Приложение 13 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации - документ из 4-х томов, где детально прописано абсолютно все, что необходимо учитывать, изучать, документально подтверждать, фотографировать, фиксировать, измерять, оценивать и т.д. Какие консультации?
Надо сказать, что даже предварительный доклад о ходе расследования появился не в рекомендуемые ИКАО сроки, а значительно позже. И там ничего не было сказано о металлических фрагментах, найденных в телах погибших.
- Предварительный доклад получился абсолютно беззубым¸- подчеркивает Мельниченко. - Тем не менее, там была названа первопричина события: она в том, что Украина не закрыла воздушное пространство на территории, где ведутся боевые действия. Вот это - основная причина, о ней забывать нельзя. Ответственность на Украине будет лежать в любом случае.
Сергей Александрович, Вы сами принимали участие в различных расследованиях. Расскажите, как по правилам работают эксперты?
Сергей Мельниченко: Обычно группа собирается на старте расследования, после того, как назначены главный уполномоченный расследователь и уполномоченные расследователи от государств. Начинается тщательное изучение всех обстоятельств, сбор фактологической информации. Приходится исследовать каждую деталь, потому что она может стать потом главной причиной.
С предварительным, а затем и окончательным докладом знакомятся полномочные представители государств. По правилам ИКАО государства-участники получают проект окончательного доклада за 60 суток до его опубликования, чтобы, в случае несогласия, высказать свою точку зрения. И эта точка зрения должна быть отражена в окончательном докладе без редакторских правок.
Сообщение с заявкой на сенсацию, о том, что малайзийский Boeing -777 был сбит ракетой комплекса "Бук", будоражит интернет.
Но, во-первых, заявление неких медицинских экспертов о том, что ими, наконец-то, в телах погибших обнаружены поражающие элементы ракеты ЗРК "Бук", может вызвать лишь удивление. Неужели тела жертв катастрофы до сих пор лежали в морге и только сейчас их начинают вскрывать?
Во-вторых, специалисты концерна ПВО "Алмаз-Антей" еще четыре месяца назад, тщательно изучив доступную им информацию о повреждениях самолета, пришли к выводу, что он был сбит именно ракетой комплекса "Бук-М1", кстати, снятой с вооружения Российской армии.
Был составлен и обнародован подробный отчет, отправленный тем международным органам, которые ведут расследование. Стоит напомнить, о чем в нем говорилось.
При этом надо учесть, что в составлении отчета "Алмаз-Антея" принимали участие не какие-то всезнающие и ни за что не отвечающие эксперты, а ведущие специалисты в области создания зенитно-ракетного оружия. Кстати, многие из них расследовали катастрофу с российским самолетом авиакомпании "Сибирь", упавшим в Черное море в 2001 году. И установили, что он был сбит украинскими силами ПВО, проводившими учения с боевой стрельбой. Ракета, уничтожившая пассажирский лайнер вместе с его пассажирами, тогда была запущена с комплекса С-200. Установить тип ракеты удалось по оставшимся в фюзеляже поражающим элементам. Официальный Киев тогда заявил, что произошла роковая ошибка. Правда, за нее никто наказания не понес.
Также по характерным следам, оставленным на фюзеляже и крыльях авиалайнера Boeing-777 и по застрявшим в обшивке самолета частицам поражающих элементов, удалось точно выяснить, что малазийский Boeing сбила зенитная ракета 9М38М1 комплекса "Бук-М1".
Как, еще в самом начале июня, заявил советник генерального конструктора концерна ПВО Михаил Малышевский, "главная особенность ракеты 9М38М1 - формирование особой области, которая имеет форму "скальпеля", перпендикулярно движению ракеты, это более 40 процентов осколочной массы".
Именно следы смертоносного "скальпеля" и характерные пробоины, обнаруженные на обшивке самолета, позволили с высокой степенью вероятности определить траекторию подхода ракеты.
Поражающие элементы прошили Boeing-777 от носа к хвосту, то есть ракета летела поперек курса лайнера и взорвалась в непосредственной близости от кабины пилотов. И, пожалуй, самое важное. Ракета, сбившая малазийский лайнер, была запущена из района южнее населенного пункта Зарощенское на Украине.
Анализ, проведенный специалистами концерна ПВО, не подтвердил версию о запуске ракеты из Снежного. А именно этот населенный пункт, контролировавшийся ополченцами, в Киеве сразу назвали местом старта ракеты "Бука". Будто бы там ополченцы имели "спрятанную" пусковую установку и только ждали удобного случая, чтобы сбить какой-нибудь пассажирский самолет.
Михаил Малышевский однозначно заявил, что "на основе проведенных расчетов был определен наиболее вероятный район запуска. Этим участком являлась местность южнее населенного пункта Зарощенское". А это уже территория, контролировавшаяся вооруженными силами Украины. По словам Малышевского, "ракета подходила с пересечением курса самолета в горизонтальной плоскости 72-78 градусов и в вертикальной плоскости - 20-22 градуса". Он подчеркнул, что "только при таком их взаимном расположении возможно отделение правой части кабины пилотов, и чтобы стекла с ее правой стороны остались целы". А это как раз и свидетельствует о том, что запуск ракеты произошел из района площадью 2,5 на 3,5 километра южнее Зарощенского. Анализ данных позволяет достоверно исключить повреждение самолета ракетой при пуске ее из населенного пункта Снежное - сказано в отчете концерна ПВО "Алмаз-Антей".
Опровергать то, что малазийский Boeing в небе над Донецком был сбит украинскими силами ПВО, после того доклада стало бесполезно. Киев надолго замолчал. И что официальные власти Украины будут пытаться говорить сейчас?
Стоит еще раз повторить. По характеру отверстий во фрагментах фюзеляжа самолета, на основе всестороннего анализа повреждений очень компетентными специалистами был сделан вывод, что для поражения самолета использовалась ракета типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1. Только в них поражающие элементы имеют форму "двутавра", которые и были обнаружены в несчастном авиалайнере.
Кстати, все поражающие элементы, извлеченные из фюзеляжа, были переданы из международной комиссии по расследованию катастрофы российским специалистам лишь в марте этого года. А вообще делегация концерна ПВО "Алмаз-Антей" была приглашена в качестве экспертов в международную комиссию только во второй половине февраля 2015 года. Хотя они должны были там работать изначально. Непонятно, что могут дать те фрагменты, которые будто бы извлечены из тел погибших пассажиров.
Предварительно определив тип ракеты, которой был сбит Boeing, российские специалисты тем не менее отметили, что необходимо провести еще целый ряд экспертиз, чтобы подтвердить тип ракеты со стопроцентной уверенностью.
По словам гендиректора концерна Яна Новикова, "если будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участием независимых наблюдателей и экспертов, мы готовы осуществить подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в представленном отчете углами у списанного самолета такого же производителя и конструкции".
ЗРК "Бук-М1" в украинской армии есть, а количество ракет типа 9М38М в их арсеналах около тысячи.
Найти ответ на вопрос, какой именно дивизион украинских ПВО пустил ракету по гражданскому самолету, могли бы снимки с разведывательных спутников США, которые, сегодня это не секрет, постоянно висели и висят над зоной вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Однако американцы эти снимки, как и другую разведывательную информацию, способную пролить свет на трагедию, до сих пор не обнародовали.
Зато обнародовали новость о поражающих фрагментах.