Новости

09.10.2015 11:45
Рубрика: Культура

Балеты Большого театра покажут в Центральной России

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж)
Прямая трансляция "Жизели" с участием "звездных" солистов - Светланы Захаровой и Сергея Полунина - пройдет в нескольких городах Центральной России 11 октября в рамках совместного проекта Большого театра и арт-объединения CoolConnections.

Этим "киномостом" откроется новый сезон показов с главной академической площадки страны. Театралы из провинции смогут увидеть в отличном качестве легендарные балеты "Щелкунчик" и "Спартак", а также "Драгоценности", "Укрощение строптивой", "Даму с камелиями" и "Дон Кихот". Причем последние три - в режиме реального времени. 

Прима-балерина Большого Екатерина Шипулина на сей раз выйдет на сцену в роли Мирты - мрачной предводительницы призраков-вилис. Это одна из самых давних партий в карьере артистки.

Как удается не терять интерес к своей героине?

Екатерина Шипулина: Действительно, я танцую Мирту с 1999 года, была занята в редакции и Юрия Григоровича, и Владимира Васильева. "Заиграть" партию тут трудно - спектакли идут на сцене порой не каждый месяц, и всякий раз приходится заново репетировать, искать образ. А тем временем у тебя прибавляется жизненного опыта. Образ Мирты, конечно, психологически проще, чем у Жизели (чью роль я тоже не раз исполняла). Она в принципе цельная и понятная, меньше красок можно найти.

Вы наблюдаете, как танцует Жизель Светлана Захарова? Сравниваете с собой?

Екатерина Шипулина: Да особенно нет. В балете артисты как-то углублены в себя. У каждой балерины есть какие-то нюансы к одной и той же партии. Тут еще ведь важно, кого как учили педагоги-репетиторы. Одной партию Жизели передавала Марина Семенова, другой Галина Уланова - традиция живет в поколениях, и это здорово!

Партия Мирты очень трудна физически, вы готовитесь к ней специально? Как восстанавливаетесь?

Екатерина Шипулина: В балетных кругах говорят, что Мирта ставилась как будто на мужчину. Там много больших прыжков - собственно, 20-25 минут героиня только и делает, что прыгает. Приходится усиленно репетировать… и, конечно, желательно, чтобы перед спектаклем ничего не болело, но для балета это редкость. Восстанавливаемся все мы обязательно после любого спектакля, по индивидуальной программе: кому-то помогает баня, кому-то лучше всего просто полежать на диване. Я люблю бассейн, сауну, массаж и, честно говоря, активный отдых.

У вас есть экстремальные для балета увлечения?

Екатерина Шипулина: Все мои увлечения экстремальны для балета! В идеале нам надо избегать активных видов спорта, чтобы не травмироваться. Но я люблю компании, и хочется не отставать от друзей. Сейчас же столько всего нового и интересного. Летом - водные лыжи, доски с мотором, все это летает, плавает, ныряет… Зимой - лыжи, сноуборд, коньки. Стараюсь пробовать все, но в меру. Ноги - мой хлеб, и хочется, чтобы они служили как можно дольше. Допустим, горные лыжи не могу себе позволить, пока я на сцене. А беговые менее опасны. Могу побаловать себя коньками: держась за бортик, аккуратно, чтобы никто не сбил.

В этом составе в "Жизели" танцует приглашенный солист Сергей Полунин, известный своими внезапными порывами бросить балет. Вам приходили подобные мысли?

Екатерина Шипулина: У каждого артиста бывает, что навалится много работы, что-то не получается… Но мы столько лет учимся своему делу, и когда ты чего-то достиг - остановиться невозможно! Нужно развиваться, идти вперед. Много прекрасных классических балетов, которые в Большом еще не шли, есть огромнейший современный репертуар. Когда смотрю такие спектакли, ловлю себя на мысли - у меня бы получилось!

Премьеру 2015 года - балет "Герой нашего времени", где вы танцуете Ундину, - ставил яркий режиссер Кирилл Серебренников, чьи проекты в театре всегда вызывают большой, порой скандальный резонанс. Как с ним работалось?

Екатерина Шипулина: Интересный опыт! Балетмейстер Юрий Посохов из Балета Сан-Франциско у нас ставил не раз, а тут вдруг пригласил чисто театрального режиссера. Кирилл Серебренников до того делал драматические спектакли, перформансы и, кажется, оперу. И честно сказал, что в тонкостях балета не разбирается и потому не вправе навязывать нам свое мнение. Просил останавливать его: "Иначе могу лишнего нафантазировать". Он хотел, например, в эпизоде "Тамань", где я занята, залить всю сцену водой, чтобы артисты прямо в ней танцевали. Его окоротили, конечно, и пожарные, и оркестр (сказали, что испортятся инструменты), и артисты балета могли бы покалечиться… Благо современная техника позволила имитировать воду с помощью дыма и света. Нас пугали слухами, что у Серебренникова тяжелый характер, неуживчивый… я ничего особенного не заметила. Репетировать обычно тяжело, так как ты долгое время проводишь в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми. Здесь, по-моему, было здорово.

Можете ли вы отказаться от какой-то партии или режиссерской задумки к вашей роли?

Екатерина Шипулина: Понимаете, если очень рьяно отстаивать свою точку зрения, получится, что все твои партии похожи друг на друга. Потому что ты везде будешь танцевать то, что нравится и что хорошо получается. Чтобы не было все одинаково, надо пробовать, что предлагают постановщики. Балетмейстер, в свою очередь, ставит на несколько составов с разными балеринами и может варьировать замысел исходя из возможностей конкретных артистов. Единственное, чего я бы точно не сделала, - это раздеться догола, как сейчас модно. Этот прием имеет право на существование, но не на академической сцене. У нас в Большом все-таки ставка на элитарное, серьезное искусство.

Следите за современными постановками?

Екатерина Шипулина: Стараюсь не пропускать премьеры в драме, у коллег в Театре имени Станиславского. В сезон каждый день что-то интересное происходит - я и выставки люблю, и симфонические концерты, и джаз… Ездила недавно в Санкт-Петербург на возобновленную постановку "Красной Жизели" Эйфмана.

В Большом вы не раз становились первой исполнительницей в новых балетах. Что сложнее - быть первопроходцем или танцевать то, что уже прославилось в трактовке великих балерин?

Екатерина Шипулина: Сложно и то, и другое. В готовой партии ты осваиваешь уже устоявшийся набор движений, разве что нюансы можешь поменять. Когда ты первый - можно что-то от себя добавить. Всегда интересно работать с балетмейстером тет-а-тет, наблюдать, как он ищет, пробует, меняет… В один день так придумает, а наутро придет с новой идеей. Как Уэйн МакГрегор, когда ставил у нас балет "Chroma" (2011). Он любит пластичных артистов, в буквальном смысле лепит образы из тел. Р-р-раз - ногу тебе за голову завел: "Вот так постой, красиво". Р-р-раз - чуть ли не узлом тебя завязал.

Не хочется самой что-то поставить?

Екатерина Шипулина: Пока у меня нет таких амбиций. Наверное, озарение должно снизойти. Многие артисты, при всем к ним уважении, ставят вроде бы свои спектакли, а получается плагиат: ты видишь, что и у какого балетмейстера они восприняли. Ведь когда со многими работаешь, волей-неволей впитываешь движения… Мне не хочется быть посредственной. Да, есть весомый опыт работы в разных стилях и жанрах, есть большой набор движений. Но надо либо быть лучшим, либо не ввязываться вообще. Репутацию потерять слишком легко.

Общий кризис как-то проявляется в театре?

Екатерина Шипулина: По нашему залу и не скажешь. В новом сезоне цены остались прежними (они были одними из самых высоких за всю историю), но билет в Большой и сегодня не достать. Попасть на спектакль - целое событие. Так что у нас аншлаги. Искусство, хочется надеяться, вне политики и кризисов.

Кинотрансляции спектаклей, по крайней мере в Воронеже, тоже обычно собирают полные залы. Вы как к этому жанру относитесь? Смотрите себя в записи?

Екатерина Шипулина: Все балерины часто записывают свои спектакли на видео - не чтобы полюбоваться, конечно, а для работы: посмотреть эволюцию, удостовериться, что тот или иной элемент выполнен чисто. Раньше ведь были нормой сложившиеся пары - балерина и премьер могли вместе танцевать все спектакли много лет. А сейчас дуэты нестабильны. Партнер может поменяться даже в день спектакля (например, по болезни), и все станет по-другому - новый человек иначе чувствует, иначе понимает какие-то моменты. Конечно, важно увидеть это со стороны. Что касается профессиональных съемок, то в принципе я их одобряю. В идеале балет нужно смотреть из зала вживую, запись не передает всей энергетики, там немножко другие эмоции. Но в наш век очень много возможностей расширить восприятие, что выручает людей в регионах: они не могут ездить в Большой театр, Большой театр не может активно гастролировать - это и технически сложно, и очень дорого. А трансляция позволяет увидеть великие спектакли. Во время прямых включений в антракте у артистов берут интервью. Те, кто привык заранее входить в образ, просят их не тревожить. Лично для меня это такая же работа: сосредоточился, станцевал, потом ответил на вопросы…

Моя подруга в Швейцарии ходила в кино на трансляцию "Драгоценностей" Баланчина и не ожидала, что ей так понравится. Она вообще фанат именно театра - атмосферы зала, общения в антракте. А тут обнаружила другие плюсы: камера снимает не с одной точки, а выхватывает лицо, эмоции артиста. Подруга сказала, что, если у нее не будет возможности пойти в театр, она с удовольствием будет ходить на балет в кино. Желаю всем нашим удаленным зрителям приятных - и неожиданных - эмоций от "Жизели". Мы будем стараться!

Культура Театр Танец Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж ЦФО Брянская область Брянск ЦФО Курская область Курск ЦФО Рязанская область Рязань ЦФО Ярославская область Ярославль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники