Важно помнить, что в соответствии с Комплексом мер по выполнению Минских соглашений местные выборы в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей" должны состояться по "украинскому законодательству", что не тождественно действующим на территории Украины избирательным законам. Текстом "Минска-2", подтвержденным на последнем саммите "нормандской четверки" Франсуа Олландом и Ангелой Меркель, Верховной раде предписано принять "одноразовый" избирательный закон "в согласовании" с Донецком и Луганском, и параллельно с новой редакцией конституции, учитывающей "особый статус" Донбасса. В этом случае Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и иные международные институции почтят Донецк и Луганск своим вниманием, а сами выборы таким образом будут считаться признанными международным сообществом. И это, наверное, главный плюс и итог предстоящих выборов - признание Донецка и Луганска западным миром.
Проблема в том, что почти за девять месяцев Киев ничего не сделал во исполнение этого пункта Минских соглашений, и более того - кровно не заинтересован в выполнении всех остальных пунктов, за исключением единственного, касающегося возвращения контроля над границей. Именно поэтому, глядя на бездействие оппонентов, Донецк и Луганск заблаговременно назначили первый раунд своих местных выборов на 18 октября и 1 ноября текущего года соответственно. Объяснялось это просто: дух договоренностей ставит на первое место сам факт выборов - они должны состояться, выражаясь по-спортивному, "при любой погоде", а вот конкретные правила голосования - вопрос сопряженный, но не главенствующий. В Париже эта позиция республик сыграла свою роль: Минские соглашения были продлены на 2016 год, а Киев получил время на то, чтобы провести через Раду "специальный закон", по сути уже написанный и согласованный в рамках Трехсторонней контактной группы.
Этим законом голосование на территории ДНР и ЛНР должно пройти преимущественно по мажоритарной системе; участники боевых действий не будут избираться; запрещено участие представителей украинских партий, поддержавших войну против Донбасса; вводится ценз оседлости, есть и другие тонкости. В большинстве положений предложенные на согласование Верховной раде и согласованные с ОБСЕ правила повторяют закон ДНР о местных выборах, принятый еще в ноябре 2014 года, с поправками от августа года текущего.
Назначив дату выборов на 20 апреля, Александр Захарченко дал Киеву исчерпывающий максимум "времени на размышление" и на то, чтобы принять специальное "украинское законодательство", фактически написанное в Донецке и Минске. Но больше переноса даты не будет: если Киев и дальше намерен манкировать своими обязательствами, выборы состоятся по законам, согласованным с ОБСЕ, но не принятым Верховной радой. Этого требуют жители республик, а также дух Минских соглашений, о котором так кстати Петру Порошенко напомнили Франсуа Олланд и Ангела Меркель.