Что означает перенос выборов в Донбассе

Глава Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко своим указом назначил местные выборы на 20 апреля 2016. Ранее ориентировочной датой голосования называлось 21 февраля. Перенос голосования на весну объясняется только одним: дать Киеву время на выполнение Минских соглашений и обеспечение волеизъявления граждан республики "по украинскому законодательству". Если же этого не произойдет, выборы все равно состоятся.

Важно помнить, что в соответствии с Комплексом мер по выполнению Минских соглашений местные выборы в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей" должны состояться по "украинскому законодательству", что не тождественно действующим на территории Украины избирательным законам. Текстом "Минска-2", подтвержденным на последнем саммите "нормандской четверки" Франсуа Олландом и Ангелой Меркель, Верховной раде предписано принять "одноразовый" избирательный закон "в согласовании" с Донецком и Луганском, и параллельно с новой редакцией конституции, учитывающей "особый статус" Донбасса. В этом случае Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и иные международные институции почтят Донецк и Луганск своим вниманием, а сами выборы таким образом будут считаться признанными международным сообществом. И это, наверное, главный плюс и итог предстоящих выборов - признание Донецка и Луганска западным миром.

Проблема в том, что почти за девять месяцев Киев ничего не сделал во исполнение этого пункта Минских соглашений, и более того - кровно не заинтересован в выполнении всех остальных пунктов, за исключением единственного, касающегося возвращения контроля над границей. Именно поэтому, глядя на бездействие оппонентов, Донецк и Луганск заблаговременно назначили первый раунд своих местных выборов на 18 октября и 1 ноября текущего года соответственно. Объяснялось это просто: дух договоренностей ставит на первое место сам факт выборов - они должны состояться, выражаясь по-спортивному, "при любой погоде", а вот конкретные правила голосования - вопрос сопряженный, но не главенствующий. В Париже эта позиция республик сыграла свою роль: Минские соглашения были продлены на 2016 год, а Киев получил время на то, чтобы провести через Раду "специальный закон", по сути уже написанный и согласованный в рамках Трехсторонней контактной группы.

Этим законом голосование на территории ДНР и ЛНР должно пройти преимущественно по мажоритарной системе; участники боевых действий не будут избираться; запрещено участие представителей украинских партий, поддержавших войну против Донбасса; вводится ценз оседлости, есть и другие тонкости. В большинстве положений предложенные на согласование Верховной раде и согласованные с ОБСЕ правила повторяют закон ДНР о местных выборах, принятый еще в ноябре 2014 года, с поправками от августа года текущего.

Назначив дату выборов на 20 апреля, Александр Захарченко дал Киеву исчерпывающий максимум "времени на размышление" и на то, чтобы принять специальное "украинское законодательство", фактически написанное в Донецке и Минске. Но больше переноса даты не будет: если Киев и дальше намерен манкировать своими обязательствами, выборы состоятся по законам, согласованным с ОБСЕ, но не принятым Верховной радой. Этого требуют жители республик, а также дух Минских соглашений, о котором так кстати Петру Порошенко напомнили Франсуа Олланд и Ангела Меркель.