Вернувшиеся из Норвегии, где записывали свою замечательную "Гудгору", музыканты "Ю-Питера" выступили перед московской публикой с обширной программой как раз накануне 14-летия группы. И хотя можно было рассчитывать и на большую посещаемость, Вячеслав Геннадьевич с удовольствием поприветствовал "самый гостеприимный город", и эта атмосфера взаимной теплоты между залом и музыкантами сохранялась в течение всего выступления. И ни в какой конфликт с северными морскими пейзажами на большом экране на фоне сцены не вступала.
Бутусов, как известно, - большой оригинал, поэтому программа началась с последней песни нового альбома, которая сразу настроила присутствующих на беззлобное апокалиптическое настроение. А большего было и не надо.
Сыграв еще пару песен из "Гудгоры" - лирическую "Возьми меня с собой" и тревожно-созерцательную "Черную птицу" - музыканты вдруг обратились к репертуару Nautilus Pompilius, неожиданно сыграв совсем другую "птицу" - ту, что "одинокая".
Затем последовали, наверное, самые известные хиты "Ю-Питера": "Песня идущего домой" и "Девушка по городу" (оба - из альбома "Биографика"), после чего Бутусов и компания вновь вернулись к своему последнему детищу, из которого сыграли еще три песни, в том числе - и заглавную, волшебную "Гудгору". "Иду к тебе" сменилась новым прочтением мировоззренческого наследия шестидесятых и семидесятых под названием "Пусть будет так". А потом зазвучал мрачный сюрреализм "Гибралтара" - единственная прозвучавшая в этот вечер песня из тех, которые Бутусов писал вне "Ю-Питера" и Nautilus Pompilius.
Особенно приятно было услышать прекрасную "наутилосовскую" песенку "На берегу безымянной реки", сыгранную - как, впрочем, и все остальные вещи - по-новому, но без ущерба тому, за что ее любят вот уже который десяток лет. На экране в этом время психоделические фракталы уступили место пасторально-нью-эйджевым картинкам, рисующим в воображении ту самую хижину где-нибудь в обетованном Китеже.
Блестящему дебютному альбому "Имя рек" отдали должное, сыграв "Сердце камня" - к сожалению, только его. А такие выдающиеся пластинки "Ю-Питера", как "Богомол" и "Цветы и тернии", увы, не были представлены в сет-листе вовсе. Не нашлось места и для вещей, написанных Бутусовым для совместного проекта с Deadушками - даже для "Настасьи". Но еще больше опечалило то, что и из презентуемой "Гудгоры" было сыграно далеко не все - даже открывающий ее "Потоп", очень органично сочетающийся с финальной "Апокалиптической", услышать не удалось.
Конечно, позднее творчество Бутусова насчитывает такое число отличных песен, что чем-то пришлось жертвовать. Тем более что музыканты постарались сыграть побольше песен "Нау", которые все прочнее входят в репертуар "Ю-Питера". И вот, сыграв еще три новых песни - "Сияемый", "Прощай, мой друг" (любопытно, что именно перед исполнением этой пацифистской зарисовки публике представлили струнное трио, также сопровождающее Einstuerzende Neubauten в их турне с антивоенным манифестом Lament) и "Юпитериаду", Бутусов остроумно анонсировал, что сейчас прозвучат "песни, которые нам пели еще наши родители" - и окончательно настало время "Наутилуса".
Список сыгранных в рамках завершающей секции песен культового свердловского коллектива - самый разнообразный: и всенародно любимые "Прогулки по воде", и ценимая подростками многих поколений "Я хочу быть с тобой", и мрачные солженицынско-оруэлловские "Скованные" (с фотогалереей Ильи Кормильцева на фоне цепей - разумеется, серых и красных), и такие безоговорочные хиты, как "Крылья" и "Дыхание". Концерт прошел не без ироничного интерактива: при исполнении задорной песни "Хлоп-хлоп" при словах о гороховых зернах на экране появились лица из зала. А жутко-тоскливый "Зверь", сыгранный в память об Алексее Балабанове и, очевидно, Сергее Бодрове, прозвучал в сопровождении кадров из кинофильма "Брат" (здесь подкачала техническая сторона, но подвисший экран через некоторое время все-таки заставили работать).
Когда отзвучало "Последнее письмо", и все пришедшие на концерт домохозяйки среднего возраста из-за восторженных ностальгических впечатлений уже находились в полуобморочном состоянии, а нахмурившиеся мужчины с сосредоточенным взглядом требовали больше старинных песен с дорогими их сердцу текстами, музыканты покинули сцену.
И вернулись, чтобы на бис сыграть две вещи Виктора Цоя. К сожалению, среди них не оказалось "Детей минут", сразу двумя своими версиями украсившей альбом 2010 года. Зато, помимо ожидаемой "Звезды по имени Солнце", посетители концерта услышали чудесную "Печаль" из того же альбома группы "Кино", что и самый известный ее шлягер. Кто мог бы сыграть эту песню лучше, чем Юрий Каспарян, обогативший саунд "Ю-Питера" фирменным "киношным" звучанием?
Был вызван коллектив и на второй бис. Последним произведением, которое прозвучало в рамках субботнего концерта, стал идеологически содержательный "Шар цвета хаки" в жесткой хард-роковой обработке. Наверное, это было неспроста. Но это было уже не так интересно, как та завораживающая музыка, которую Бутусову, Каспаряну и их товарищам удается писать и играть до сих пор.