Георгий Свиридов - один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Даже люди от классики далекие наверняка вспомнят и музыку к кинофильму по повести А.С. Пушкина "Метель", снятому гениальным Владимиром Басовым, включая знаменитый вальс, и напряженные аккорды - отрывок из сюиты "Время, вперед!", - сопровождавшие заставку программы "Время" на Первом канале, да-да, ту самую, знакомую каждому в СССР.
Это, впрочем, вещи, любому обывателю вполне знакомые, популярные, ставшие визитной карточкой композитора. Юбилейная же программа, подготовленная "Сонорусом" к 100-летию Свиридова, включила сочинения, известные далеко не всем: для минчан прозвучали написанная в 1980 году хоровая поэма "Ладога" на стихи Александра Прокофьева и "Три старинные песни Курской губернии", виртуозная обработка народного фольклора.
Главный дирижер "Соноруса" Александр Хумала признался, что выбор произведений - результат его личной увлеченности:
- Когда мы заявили программу к 100-летию композитора, первые вопросы были: нам кто-то ее навязал, спустили директиву сверху? Я сказал, что нет, этот концерт готовится из любви к искусству, к музыке, непосредственно к Георгию Свиридову. Еще в бытность мою студентом музыкального училища помню одно из первых моих ярких впечатлений - музыка Свиридова, которую мы проходили. Когда я учился в консерватории, поехал на родину композитора - в город Курск, посетил место, где он родился, деревню Фатеж, посмотрел на эти необычайно красивые места и еще больше влюбился в эту музыку, в эту природу, в эту страну, в этот необъятный, удивительный край. Потом я ездил на курскую землю еще дважды, чтобы, если можно так сказать, испить воды живой. Почему Свиридова мало знают на Западе - потому что эта музыка непосредственно связана со словом.
Свиридова могут понять только люди, для которых русский язык - родной, независимо от их национальности. Притом что я, разумеется, люблю белорусский язык, я его считаю таким же родным, как и русский, и мы исполняем много белорусскоязычных произведений.
Музыка Свиридова подтолкнула молодого белорусского дирижера к изучению русской поэзии:
- Я открыл для себя поэзию Блока, русских символистов, Есенина... Через эту музыку я начал учить наизусть стихи.
Тем же путем Александр Хумала пришел к поэзии Иосифа Бродского - и так в программу попал хоровой цикл современного российского композитора Юрия Евграфова "Осенний крик ястреба". В сочетании подлинной поэзии с музыкой получилось очень мощное произведение. Отдельные аплодисменты - артистизму дирижера, работу с такой отдачей нечасто встретишь.