15.10.2015 00:05
    Поделиться

    Вышло в свет продолжение книги Федора Конюхова "Мои путешествия"

    Федор Конюхов - путешественник, альпинист, яхтсмен, полярник, священник, художник, писатель. В 15 лет он осуществил свою первую экспедицию - пересек Азовское море на весельной лодке. А в 63 совершил 50 уникальных экспедиций и восхождений. Он не ставит себе цель прийти первым, но у него это как-то само собой получается.

    Еще в детстве Конюхов наметил для себя план - сколько лет путешествовать, сколько лет учиться, а в конце жизни стать деревенским священником. И каждый раз, отправляясь в очередное плавание, он говорит родным, что это будет последний поход. Но, вернувшись, понимает, что будут еще походы, и не один. "Вся моя жизнь проходит в тоске по иной жизни. Не знаю, где мне лучше - в океане или на берегу. Несовместимость двух стихий! Это мука и трагедия всей моей жизни", - признается отец Федор.

    В конце сентября в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышло продолжение книги Федора Конюхова "Мои путешествия", изданной в конце прошлого года, - "Следующие 10 лет". Если первая книга рассказывала о первых подвигах Конюхова с 1981 по 1994 годы - об одиночном походе на Северный полюс, подъеме на Эверест, о первых кругосветных плаваниях на яхте, то вторая дополняет ее рассказами об одиночном походе Конюхова к Южному полюсу и изнурительной гонке "Айдитарод" на собачьих упряжках, о двух одиночных кругосветных гонках на яхте, а также об экспедиции "Великий шелковый путь" по степям Калмыкии на верблюдах и одиночном переходе на весельной лодке через Атлантику.

    Но эта книга не только о путешествиях- она о том, как найти себя, как правильно поставить цель в жизни и научиться ее добиваться. Пожалуй, чуть ли не половину ее можно было бы разобрать на цитаты или выписать себе в ежедневник. День за днем Федор Конюхов пишет свой дневник, краткие зарисовки похода плюс личные переживания, сродни просветлениям - размышления о Боге, смысле жизни, поиске себя, настоящей свободе и счастье. Книга дополнена картами с маршрутами путешествий и рисунками автора.

    Вокруг света в одиночку

    Федор Конюхов называет свою новую книгу дневником. И это понятно: каждый раз, отправляясь к далеким берегам, он берет толстую тетрадь, в которую заносит подробные описания чужих берегов, свои мысли, страхи, откровения. Но надо отметить, что этот дневник читается не менее увлекательно, чем лучшие романы Жюля Верна или Джека Лондона.

    В 2000 году Конюхов стал участником регаты Vendee2 Globe, которая считается самой престижной в мире. Начинается и заканчивается она во французском городе Ле-Сабль-д Олон. После старта участники направляются из Бискайского залива через Атлантический океан на юг, огибают три мыса: мыс Доброй Надежды, мыс Лувин и мыс Горн, обходя, таким образом, Антарктиду по часовой стрелке. Затем возвращаются водами Атлантики во Францию. Итого путешественники преодолевают 25 тыс. морских миль и проводят целых полгода в океане в полном одиночестве. Любая помощь извне расценивается как дисквалификация. Да и помощи ждать неоткуда, все поломки должен устранять сам участник. По словам Конюхова, любая регата для него не типичное соревнование, где важно обогнать кого-то. В каждой такой гонке для него важно, насколько закалится душа после всех испытаний.

    Рассказ о регате предваряют воспоминания Ирины Конюховой, супруги путешественника. Ведь для нее это тоже испытание - те же полгода без мужа. Ирина всегда провожает супруга. "Я думаю о дороге Федора, - пишет она. - Сижу внутри яхты и смотрю на нее. Хочу запомнить каждую деталь, представить, как Федя будет здесь жить почти полгода". Таких "лирических отступлений", написанных Ириной Конюховой, в книге немало.

    Гонка началась, неуправляемый ветер, участники, один за другим сходящие с дистанции, и это только самое начало. Впереди - Атлантика. Там на холоде парус превращается в огромный лист фанеры, нужно содрать руки в кровь, чтобы его успокоить. И только вечерами можно выдохнуть - полюбоваться закатом, получив наилучшее вознаграждение для путешественника в конце гоночного дня.

    В такие минуты в далеком океане как нельзя сильнее ощущается необходимость гармонии с самим собой: "Я больше 20 узлов выжимаю из моей старушки яхты, а какую скорость могут выжать пустота и одиночество? Нигде об этом не слышал и не читал". И уже до боли хочется ступить на землю, просто походить по земле. Спасают только книги - их с собой в путешествие Конюхов берет не меньше полутора сотен.

    Одолела "золотая лихорадка"

    В том же 2000 году Федор Конюхов участвовал в самой длинной гонке на собачьих упряжках "Айдитарод" (в переводе с языка индейцев - "далекое место") на Аляске. Протяженность маршрута, который проложен по самой суровой северной местности, - 1800 км. В конце прошлого века именно этот маршрут описывал Джек Лондон. Тогда тысячи искателей приключений со всего мира, заболев "золотой лихорадкой", перебирались с юга на север Аляски,прокладывали дорогу к золотоносным жилам.

    Несмотря на то что перед началом гонки Конюхов тренировался вместе с профессиональными дрессировщиками, пытался привыкнуть к упряжке, предугадать все сложности пути было невозможно. Никто не отменял морозы в минус 20, ветра, которые могут стать причиной полной потери видимости, слишком ранний закат, а также резкие подъемы и спуски с крутых холмов. Во время гонки собаки Конюхова провалились под лед, стерли лапы до крови.

    Однажды сани перевернулись и собаки протащили Конюхова по земле почти километр так, что Федор потерял сознание.

    Гонку за рекордные 9 дней прошел профессионал Даг Свингли, а Конюхов преодолел ее только за 15 дней и пришел последним, став вторым после бизнесмена Стивена Фоссета яхтсменом, который сменил руль яхты на руль собачьей упряжки.

    А еще установил своеобразный рекорд - стал единственным финишировавшим участником "Айдитарода", который затратил на тренировки всего 3,5 месяца. Американцы делали ставки 1 против 10, что он не осилит и половины пути, но Конюхов доказал, что может не только подниматься на самые высокие вершины мира и ходить в одиночку под парусом, но и участвовать в гонке на собачьих упряжках.

    Досье

    Родился в 1951 году на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое) Запорожской области. Отец - потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать - уроженка Бессарабии. Окончил Одесскую мореходку по специальности судоводитель и Ленинградское арктическое училище по специальности судовой механик, а также Бобруйское художественное училище (Беларусь). С 1974 по 1995 год проживал в Приморском крае (г. Находка). В 1995 году переехал в Москву. В 1983 году принят в Союз художников СССР, в 1996-м - в Московский союз художников. Член Союза писателей РФ, автор 14 книг. Совершил 4 кругосветных плавания, 15 раз пересек Атлантику на парусных яхтах. Заслуженный мастер спорта. Первый из России, кому удалось выполнить программу "Большой шлем" (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первым достиг всех 5 полюсов: Северный (3 раза), Южный, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов).

    В 2014 году установил очередной мировой рекорд: в одиночку пересек на весельной лодке Тихий океан за 159 суток 14 часов 45 минут.

    Цитаты

    Из книги "Мои путешествия. Следующие десять лет"

    Свобода внутри

    Люди боятся свободы внутренней, они ищут причину и кого-то, кто бы их держал и не пускал. Это для них лучше, чем быть свободными.

    Свет вечности

    Отшельническая жизнь научила меня довольствоваться малым. В океане жизнь сурова, но зато ее озаряет свет вечности. Огни больших городов, сияние бриллиантов в витринах ювелирных магазинов - все меркнет перед этим извечным вселенским светом.

    Небесные краски

    На закате по небу разбросаны кровавые пятна, брызги этой небесной краски пролились на весь океан, от горизонта до горизонта он красный, как полотна венецианского художника Возрождения Витторе Карпаччо.

    Игра

    Мое плавание, как игра, - кто кого переиграет. Океан или я. Игра длится без устали. Сколько ей еще продолжаться?

    Жизненный путь

    Надо искать свой собственный жизненный путь, а не идти по чьим-то стопам. Не надо подражать кому-то, даже если это твои родные люди.

    Забота о насущном

    Если нет заботы о малом, то и большое развалится. Погубивший дерево не построит на этом месте добротный дом. Если можно его спасти, сначала пересади, а потом возводи строение. Тогда будет счастье в твоем доме.

    Поделиться