- В перспективе Арктика - богатый, но почти нетронутый край - должна стать главной ресурсной базой страны, - уверен заместитель председателя Совета Федерации РФ Вячеслав Штыров. - Это новый стимул для развития экономики России, реальная возможность повысить промышленный потенциал регионов.
Арктическая зона простирается на огромной территории, и ее третья часть принадлежит России. Здесь уже идут масштабные разработки месторождений газа, никеля, кобальта, алмазов. Но, несмотря на принятие федеральной стратегии освоения Севера на период до 2020 года, девяносто процентов его просторов все еще остается не изучено. По словам президента Ассоциации полярников Артура Чилингарова, одна из причин такой ситуации - несогласованность действий власти, промышленности и науки.
- Для того чтобы эффективно осваивать Арктику, прежде всего, важно понять запросы, потребности этой территории, оценить возможности. И уже на основании объективных данных принять соответствующую государственную программу, - поясняет Вячеслав Штыров. - Пока же у нас кто в лес, кто по дрова.
По словам директора департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества минэкономразвития РФ Рафаэла Абрамяна, это положение подтверждают и результаты первой ревизии, которые говорят, что задачи, определяемые северной стратегией, осуществляются не системно, а ряд направлений вообще никак не обеспечен. Регионы дублируют уже выпускаемую продукцию, закупают дорогие иностранные узлы и комплектующие, которые можно собирать на предприятиях ближайших соседей.
Эту проблему специалисты подняли на первом заседании рабочей группы по развитию сотрудничества предприятий Сибири, занятых производством и поставками продукции для арктических нужд, при полномочном представителе президента России в СФО. Для того чтобы укрепить позиции, занять ниши, обеспечить заводы северными заказами на годы вперед, нужна консолидация, уверен полпред Николай Рогожкин.
Примером, как это может быть, может служить "история" с самолетом марки "Ан", который прежде собирался на омском "Полете" и с двигателем моторостроительного завода имени Баранова долетел до полюса, заслужив хорошую репутацию. Но едва не канул в Лету. Между тем, по словам Артура Чилингрова, эта машина до сих пор востребована, особенно сейчас, в связи с новыми арктическими планами. "Полетовцы", нацеленные на выпуск ракет нового поколения, вряд ли вновь возьмутся за "аннушку", но в Сибири существуют и другие предприятия, способные это сделать.
- В Новосибирске началась модернизация "Ан" с использованием американских двигателей, - сообщил корреспонденту "РГ" Николай Рогожкин. - Однако цена у них неподъемная, так что делать ставку на дорогие иностранные авиационные моторы нет никакого смысла. Логичнее выпускать их в Омске, на предприятии, знающем в этом толк. На ВТТА мы поставили такую задачу перед руководством завода имени Баранова, и оно выразило заинтересованность в проекте. "Ан-3Т" - это незаменимый самолет для Крайнего Севера. И в наших силах поставить его производство на поток. Тем более что модернизированный "кукурузник" способен заменить сибирякам дорогие вертолеты и реанимировать малую авиацию.
Инновационная выставка, приуроченная к форуму, продемонстрировала лучшие образцы арктической техники, которую сибирякам уже удалось освоить. Томичи представили аппаратуру цифровых систем связи, способную работать в экстремальных температурах. Курчатовский институт - технологии "Академию полярной медицины". Омичи показали серию своих грузовых и пассажирских амфибий на воздушной подушке, которые уже эксплуатируют на Ямале, Камчатке, Чукотке и в Якутии. Еще один проект - морская ледостойкая платформа - позволяет добывать нефть и газ на арктическом шельфе.
Представленными на выставке образцами заинтересовались чрезвычайные послы Бурунди и Ирака, где идет активная разработка нефтяных и газовых месторождений.
- Мы испытываем острую потребность в соответствующем оборудовании. А, помимо этого, имеем трудности: в стране дефицит электроэнергии, высок уровень хищений. Сибирские установки систем автоматизации, возможно, помогут нам решить данную проблему, - сообщил корреспонденту "РГ" чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак Исмаил Шафик Мухсин.
Большие надежды на освоение Арктики возлагают и речники.
- Мы рассчитываем участвовать в переброске грузов в Обскую губу, а также в строительстве порта Сабетта. В регионе производят кирпич, железобетон, топливо и продовольствие. У нас есть возможность переоборудовать несколько теплоходов под класс "река - море", чтобы начать возвращение в Обскую губу. Важно выстроить логистическую цепочку. Правда, без содействия власти в этом вопросе нам не обойтись, - поясняет исполнительный директор Обь-Иртышского речного пароходства Евгений Кормышов.
Участники ВТТА обозначили и другие проблемы, связанные с Арктикой.
- Несколько лет подряд на площадях одного из оборонных предприятий мы выпускали плазменную печь, которая, благодаря новой физике горения, до сих пор не имеет себе равных. Достаточно сказать, что КПД установки составляет 98 процентов. Это очень важно для использования в Арктической зоне, поскольку печь работает без копоти. Обычные выбрасывают сажу, которая, попадая на снег, вызывает его интенсивное таяние. А это для экологии Севера настоящая катастрофа, - пояснил корреспонденту "РГ" автор проекта Вячеслав Котельников. - Однако когда завод сосредоточился на оборонных заказах, наше производство закрыли. И сегодня крайне важно найти новых партнеров для восстановления выпуска этой востребованной продукции.
Для того чтобы решать эти и другие вопросы, заниматься продвижением разработок предприятий Сибири для Арктики, в рамках ВТТА создана рабочая группа, которую возглавил Николай Рогожкин. Цель нового органа - консолидировать усилия бизнеса и власти, создавать условия, чтобы предприятия СФО могли напрямую выходить на корпоративных заказчиков через федеральные программы, которые принимает правительство РФ.
- Уже очевидно, что регионы готовы выпускать полный спектр продукции, необходимой для освоения Севера, в том числе и импортозамещающей. Однако чтобы поставить ее на поток, важна не только консолидация усилий регионов, но участие государства, - подчеркнул Николай Рогожкин. - Правовые условия для бизнеса, при которых ему станет выгодно вкладывать средства в арктические проекты, необходимы, чтобы Сибирь укрепила позиции, заняла стратегические ниши, обеспечила заводы северными заказами на годы вперед.
В перспективе ВТТА получит в Омске постоянную прописку, станет мобильной площадкой международного и регионального сотрудничества в сфере реализации проектов развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президент РАН:
- Сегодня Арктика не имеет четкого международно-правового статуса. Помимо пяти арктических государств (Дания, Канада, Норвегия, США и Россия), на ее территорию претендуют страны, которые, казалось бы, к ней никакого отношения не имеют. Словом, борьба за Север только начинается.
Однако пока идут споры об ее статусе, необходимо разработать и принять федеральные законы, которые позволят обеспечить защиту арктических интересов России. Пока их практически нет, за исключением шести актов, связанных, главным образом, с коренными малочисленными народами, населяющими данный регион. Законы арктических субъектов федерации, например - Мурманской области и Чукотского автономного округа, содержат разные правовые решения. Все это напоминает лоскутное одеяло. Между тем правовая сфера этой стратегической территории должна быть едина и не иметь разночтений.
Арктике требуются законы, которые бы учитывали особенности ведения предпринимательской деятельности в этом регионе, стимулировали вложение инвестиций. Важно установить для хозяйствующих субъектов особый правовой режим, создать дополнительные льготы для развития инноваций и коммерциализации технологий, предоставлять льготные условия кредитования.
С другой стороны, чтобы предупредить варварское наступление на этот богатый и очень уязвимый в природном отношении край, необходим особый правовой режим природопользования.
Важно, чтобы все юридические, экономические, социальные, экологические и другие вопросы, касающиеся освоения Крайнего Севера, решались в едином ключе, имели общую политику. Поэтому мы поддерживаем предложение - создать министерство по делам Арктики.
Справка "РГ"
По данным министерства экономического развития РФ, сегодня на территории арктической зоны реализуется более 160 проектов. Общая сумма инвестиций превышает триллион рублей, из них более 580 миллиардов - вложения из внебюджетных источников, около 400 миллиардов - средства федеральной казны, 21 миллиард - вклад регионов. 90 процентов всех расходов приходится на четыре основных направления: развитие транспортной инфраструктуры (50 процентов), энергетику (20 процентов), добывающую и перерабатывающую промышленности (30 процентов).