По мнению руководителя кремлевской администрации, мир сейчас переживает переломный момент. "С одной стороны, есть общепризнанные институты вроде Совета Безопасности ООН, без которых было бы совсем плохо, с другой - отдельные страны, именующие себя носителями эталонной демократии, демонстративно попирают международное право", - говорит Сергей Иванов. "Для них законы не писаны, точнее, они признают единственный: кто сильнее, тот и прав. Все это очень опасно. Мы ведь живем не в джунглях, никому не позволено разрушать миропорядок", - поясняет он. И в этом смысле Сирия является лакмусовой бумажкой. Россия сочла возможным ответить на просьбу законного руководства Сирии помочь ему в борьбе с террористами различных мастей, напомнил Иванов, так как ситуация стала нетерпимой. "Помню, как американские партнеры и коллеги в конце нулевых годов терпеливо объясняли мне, что очень важно принести демократию на ближневосточные земли. Принесли... Результаты видит весь мир", - пояснил предысторию этого решения Иванов, напомнив о том, что сейчас происходит в Афганистане, Ливии, Ираке.
Есть и еще один аргумент в пользу того, почему Россия вынуждена была вмешаться в сирийский конфликт. "Как вы, очевидно, слышали, в рядах ИГИЛ воюют тысячи выходцев из России и стран СНГ. Прикажете ждать, пока они там потренируются и спокойненько вернутся домой?" - говорит Сергей Иванов. Указал глава кремлевской администрации и на опасности, связанные с массовым притоком беженцев в Европу. "Вы что думаете, среди них нет так называемых "слипперов", "спящих" агентов и террористов, которые отправляются в Старый Свет, чтобы где-нибудь неприметно устроиться, затаиться и ждать? - Сказал глава кремлевской администрации. - В назначенный час они выйдут из тени и сыграют хорошо им знакомую роль".
Говоря непосредственно о Сирии, глава кремлевской администрации еще раз подтвердил: участие российских военнослужащих в наземной операции не планируется, а аэродром, откуда вылетают российские самолеты, находится под очень серьезным уровнем защиты, существующие риски учтены, превентивные меры приняты. Боевые самолеты и некоторые спецподразделения вооруженных сил были отправлены в Сирию заблаговременно, а то, что представители власти не подтверждали и не опровергали эту информацию, - вполне законная международная практика. Финальная стадия обсуждения операции в Сирии проходила на заседании Совбеза поздним вечером 29 сентября.
Операция в Сирии ни в коем случае не является попыткой отвлечения внимания от ситуации на востоке Украины, подчеркнул Сергей Иванов, "нелепо опровергать досужие разговоры". Глава администрации уверен, что восстановление отношений между Россией и Украиной начнется рано или поздно. Когда именно? "Понимаете, не все от нас зависит. Если другая сторона не хочет, не будешь ведь заставлять. Это не наш метод...", - говорит Сергей Иванов. Сейчас ситуация, безусловно, лучше, чем год назад, на Донбассе по крайней мере нет активных боестолкновений. Без политического урегулирования проблему не решить, на авансцену выходит выполнение минских договоренностей в полном объеме. Цель - определить модальность, правила игры и, в конечном счете, провести выборы по украинскому законодательству, чтобы жители Донбасса почувствовали: их права железобетонно защищены, в том числе международными гарантиями и обязательствами.
Говоря о санкциях, глава администрации заявил: попытки наказать Россию бессмысленны и неэффективны. Санкции, конечно, создают определенные трудности, но, подчеркивает Сергей Иванов, "в прошлом мы переживали куда более серьезные проблемы" - "Россию всегда опасались, относились к ней, мягко говоря, с большим подозрением". Нет сожалений и по поводу исключения из формата "большой восьмерки". Тем более что она "уже не в состоянии решить серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество на современном этапе". "Да, можно собраться, поговорить, чтобы определить западный - подчеркну! - подход к тем или иным вопросам, но сейчас мир стал совершенно другим", - говорит Сергей Иванов. И, как заявляет глава кремлевской администрации, "мы никогда не будем делать что-либо в ущерб национальным интересам лишь ради снятия санкций".
Затронули в интервью и тему импортозамещения. К тотальному импортозамещению, подчеркнул Сергей Иванов, никто не стремится и никто не собирается отгораживаться от внешнего мира. "Но покупать за валюту, условно говоря, памперсы, как это было раньше, сегодня вряд ли разумно. Это не высокоточный прибор для космической ракеты, такую мелочь, думаю, можно быстро научиться и в России выпускать", - считает он. Но при этом приоритетом должно быть качество. "Нам не нужна имитация процесса, извините, грубо скажу, для балды", - сказал Иванов. В глобальной экономике, напомнил он, почти никто не производит продукцию, рассчитанную исключительно на внутренний рынок, так что если уж что-то делать, надо иметь в виду и возможный экспорт.
Что касается контрафактной продукции, то любая цивилизованная страна ее безжалостно уничтожает. "Иного способа борьбы с контрафактом не существует", - заявил глава администрации. В качестве примера он привел не связанную с санкциями и контрсанкциями тему - уничтожение браконьерской черной икры. Икорное лобби несколько лет изо всех сил сопротивлялось, напомнил Иванов, ведь у него из-под ног уходил огромный и прибыльный бизнес. "В итоге Владимир Путин проявил принципиальность, и с 2006 года всю контрафактную черную икру стали уничтожать. На рынке наступил порядок", - сказал Сергей Иванов. Официального лоббизма в России нет, что в принципе плохо, но негласно он всегда процветал пышным цветом, пояснил глава кремлевской администрации. Так что иного эффективного способа борьбы с контрафактом и сопровождающей его коррупцией нет.
Правила игры для региональных руководителей и чиновников изменились, говорит Сергей Иванов. В "сытые" времена многие руководители, в первую очередь на региональном уровне, привыкли жить с сознанием, что есть подушка безопасности, что если дела пойдут плохо, Москва выручит. Теперь такого не будет, заверил глава кремлевской администрации, "Москва больше не будет подкармливать всех без разбору". Сначала губернаторам и чиновникам придется объяснить, почему они не справились со взятыми обязательствами. Эффективно расходовать бюджетные деньги надо не из-за того, что мы сейчас оказались в тяжелом финансовом положении, считает Сергей Иванов, так следует поступать всегда - и в "тучные" годы, и в "тощие". "Руководители, не желающие или не способные понять, что наступили иные времена, так или иначе сдают полномочия, сходят с пробега", - подчеркнул Сергей Иванов. При этом здесь речь необязательно идет об уголовных делах. "Уверен, что подавляющее большинство чиновников и регионального, и федерального уровня - честные, порядочные люди, нельзя всех мазать черной краской", - говорит глава администрации.
Все необходимые антикоррупционные законодательные акты в России приняты, считает Сергей Иванов, дело за их строгим соблюдением. Другой вопрос, признает глава кремлевской администрации, что помимо прямой коррупции у нас по-прежнему очень неблагополучно с так называемым конфликтом интересов. Сплошь и рядом происходят ситуации, когда тендеры и конкурсы выигрывают аффилированные с тем или иным чиновником структуры. 6 октября, напомнил Сергей Иванов, президент подписал закон, четко определяющий, что такое конфликт интересов госслужащих, как его избегать и что обязан делать чиновник в случае, если есть угроза возникновения конфликтной ситуации. По сути же закон заработал еще до своего вступления в силу. Президиум президентского совета по борьбе с коррупцией уже рассматривает обращения чиновников, информирующих о том, что у них при определенных обстоятельствах возможно возникновение конфликта интересов. Рассмотрение проходит по каждому конкретному случаю, в непубличном режиме. Рассматриваются там и ситуации, когда чиновник после ухода с поста хочет продолжить работу в компании, с которой был связан по вопросам госслужбы. Постепенно антикоррупционное поведение становится нормой, уверен глава кремлевской администрации, контроль стал жестче, в том числе со стороны рядовых граждан, которые находят способ заявить об увиденных нарушениях.
Борьба с коррупцией - не кампанейщина и не пиар-акция, с помощью которой власть пытается заработать дополнительные очки и повысить популярность, заявляет Сергей Иванов. Если есть основания, человеку предъявляют обвинение, без оглядки на его пост или статус. Неприкасаемых в антикоррупционной деятельности нет, "иначе губернаторов не арестовывали бы, а решали бы их судьбу как-то подковерно". При этом сама администрация президента не является органом, принимающим решения о возбуждении уголовного дела в отношении губернаторов и других высокопоставленных чиновников. Так, например, о недавнем задержании главы Республики Коми Вячеслава Гайзера Сергей Иванов узнал из новостей. "Никто заранее не информировал меня, не советовался, можно ли проводить спецоперацию, если вы об этом, - пояснил он. - Не надо думать, будто все решается в Кремле. Многое, но не все". Администрация президента анализирует поданные высокопоставленными чиновниками декларации о доходах и имуществе, но "подозрение - еще не доказательство, а администрация президента - не Следственный комитет".
Сергей Иванов не считает, что банкротство авиакомпании "Трансаэро" приведет к монопольному положению "Аэрофлота" на рынке. Само же по себе укрупнение компании - мировая практика. "Наверное, знаете, что голландская KLM - теперь часть Air France, скандинавская SAS влилась в Lufthansa, испанская Iberia не пережила предыдущий кризис", - пояснил глава администрации. В любом случае единственным игроком на внутреннем рынке "Аэрофлот" не будет.
Рассказал Сергей Иванов и о том, почему он до сих пор не называет страны, в которых работал в качестве разведчика. "Сейчас, конечно, это уже не такая тайна, но определенную этику никто не отменял, - сказал он. - По закону, все секреты в разведке раскрывают только через семьдесят пять лет после события. Мой срок еще не вышел". Из-за этого и из-за распространенности фамилии порой случаются курьезные случаи. Как рассказал Сергей Иванов, когда он в 2000-е годы работал министром обороны, при каждом его приезде в Лондон британские журналисты задавали вопрос: "Вас же выдворили из Англии!" Потом оказалось: выдворяли полного тезку, но другого года рождения.
Кстати
Глава кремлевской администрации - болельщик ЦСКА - рассказал и о том, как он видит перспективы совмещения Леонидом Слуцким поста главного тренера сборной России по футболу с клубной работой. "Слуцкий - необычный наставник, - сказал Сергей Иванов. - Его профессионализм, думаю, уже никто не подвергает сомнению. Вспомните, сколько было воплей о недопустимости совмещения постов. Прошла пара месяцев, ЦСКА уверенно лидирует в чемпионате России, сборная одержала четыре победы подряд и без стыков отобралась во Францию. Какие еще аргументы нужны?" Сергей Иванов считает, что Слуцкому нужно доработать в ЦСКА до финиша сезона, а потом РФС должен договариваться о выкупе его контракта. Впрочем, подчеркнул Иванов, это в компетенции минспорта.
Читайте полный текст интервью.