20.10.2015 11:52
Рубрика: Транспорт

Философия "Платона"

Как будет работать система оплаты проезда грузовиков по федеральным дорогам
Росавтодор начал официальную приемку Системы взимания платы за ущерб полотну федеральных автодорог с транспортных средств массой выше 12 тонн, получившей название "Платон".

По сути, речь идет о введении на всей территории России оплаты проезда большегрузов. Новое требование вступит в силу 15 ноября, а пока оператор системы - компания "РТ-Инвест Транспортные системы" - начала ее "разогревать" и тестировать. По этому случаю Росавтодор устроил презентацию в Твери, где находится "ядро" системы, рассказав и показав, как она работает.

Напомним, вышеуказанный сбор введен на основании закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ". С 15 ноября 2015-го ни один грузовик не сможет передвигаться по федеральным дорогам, предварительно не заплатив. Утвержденный правительством тариф составляет 3,73 рубля за километр. Штраф за неоплаченный проезд предлагается поднять с пяти тысяч до полумиллиона рублей.

Протяженность федеральных трасс в России составляет почти 51 тысячу километров. В Росавтодоре говорят, что именно большегрузы наносят им основной ущерб - 56 процентов общего размера вреда. Для сравнения: в России зарегистрировано 39 миллионов единиц автотранспорта, из них только 1,9 миллиона - это грузовики и спецмашины от 12 тонн, то есть около пяти процентов всего автопарка. При этом 400 тысяч из них - это спецтехника, которая никогда не выезжает на федеральные трассы. "Лепту" в разрушение дорог вносят и грузовики сотен зарубежных логистических компаний, оперирующих в России.

На создание "Платона" государство не потратило ни рубля: все его компоненты построены частником, с которым заключено концессионное соглашение на 13 лет. Бюджет лишь частично компенсирует инвестору разработку и содержание системы, но основные деньги (ежегодно необходимо около 10 миллиардов рублей) "Платон" заработает сам:

- Система позволит дополнительно собирать в бюджет порядка 40 миллиардов рублей в год, - сообщил в ходе презентации замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. - Эти деньги, за вычетом 10 миллиардов, поступят в дорожные фонды, и за счет этого будут строиться новые дороги и путепроводы и реконструироваться существующие. Президент России поручил разработать такой механизм, по которому эти деньги могут быть потрачены на софинансирование региональных проектов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь инвестиции в строительство дорог.

Как выяснилось, система включает в себя целый ряд компонентов. Все управляющие структуры сосредоточены в Твери, резервный командный пункт находится в Самаре, и в случае нештатных ситуаций управление переключат на него. "Сердцем" является Центр управления и мониторинга, включающий в себя Центры обработки данных (data-центр) и контроля нарушений. Диспетчерский зал чем-то напоминает центр управления полетами. На огромные экраны в режиме реального времени выводится информация о каждом элементе. Местонахождение грузовиков отображается на виртуальном глобусе с точностью до метра - при необходимости оператор, нажав несколько кнопок, может вывести на экран подробный отчет и продемонстрировать фото- и видеозаписи, которые ведутся на пунктах контроля. Связь между всеми элементами обеспечивает группировка спутников ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Правительство пойдет навстречу перевозчикам: "дорожный сбор" снизится с 3,73 до 3,06 рубля за километр пути

Центр контроля нарушений - это 100 автомобилей с приборами фото- и видеофиксации, курсирующих по трассам и выявляющих неплательщиков. Сюда входят и так называемые рамки - 481 конструкция с навесным оборудованием над дорожным полотном, которая будет выполнять ту же задачу. Пока к работе готовы 20 рамок, все они находятся в Московской области. Данные о неплательщиках автоматически обрабатываются и передаются в ГИБДД, которая вышлет нарушителю квитанцию на оплату штрафа.

"Агентами" системы в грузовиках являются бортовые устройства контроля. Через ГЛОНАСС они определят маршруты движения и рассчитают пройденное расстояние с точностью до метра, после чего отправят информацию в Тверь. Обработав данные, система спишет с лицевого счета грузоперевозчика сумму за пройденное расстояние. Округления не будет: сколько проехал, за столько и заплатил, то есть тарификация "пометровая". Бортовые устройства раздадут безвозмездно, этим займется Центр информационной поддержки перевозчиков, включающий 138 офисов в городах России, в том числе 35 - вблизи госграницы, для работы с иностранными перевозчиками. Впрочем, основная их задача - помочь водителю зарегистрироваться в системе и далее консультировать его по всем возникающим вопросам.

- 15 октября мы открыли более ста офисов от Петропавловска-Камчатского до Калининграда - это свыше 600 работников, - рассказал коммерческий директор компании-оператора Антон Замков. - В базу данных уже заведено порядка 100 тысяч транспортных средств, а с учетом регистрации через личный кабинет на официальном портале системы - примерно 130 тысяч.

К слову, этот сайт позволяет добавлять в систему автомобили, пополнять лицевой счет, контролировать маршруты, а также оформлять и отменять маршрутные карты.

Помимо всех перечисленных компонентов, в "Платон" входят мобильное приложение, круглосуточный call-центр и сеть терминалов самообслуживания.

Чтобы передвигаться по федеральным дорогам, владелец грузовика должен зарегистрироваться в системе, сдать пакет документов и выбрать способ оплаты: через бортовое устройство или с помощью маршрутной карты. Каждому создадут лицевой счет, куда и нужно зачислять деньги. Причем платежи должны быть авансовыми. Деньги со счета будут списываться автоматически, а перечисление системой денег в федеральный бюджет станет происходить раз в сутки - в час ночи по московскому времени.

В Росавтодоре говорят, что аналогичные системы действуют в большинстве европейских стран, но российские грузоперевозчики уже "встали на дыбы" и утверждают, что "Платон" разорит их. Тверитянин Юрий Евстратов прямо-таки "прорвался" к журналистам в день презентации, чтобы донести эту точку зрения до чиновников:

- Мы платим 58 рублей за одну лошадиную силу дорожного налога, - напомнил он. - Выросла стоимость топлива - например, солярка подорожала с 28 до 35 рублей за литр. Есть платные трассы. И вот теперь с нас будут брать еще 3,73 рубля за километр пробега. Я регулярно перевожу грузы по маршруту Тверь - Санкт-Петербург - Краснодар - Тверь, и это обойдется мне в 28 тысяч рублей за одну поездку. При этом ставки оплаты перевозок не превышают 20 рублей за километр, и заказчики услуг отказываются их повышать. Более того: они снижают их. В прошлом году ставка за рейс на маршруте Москва - Тверь была 11 тысяч, в этом году - восемь. Мы просим не зажимать нас и дать работать.

P.S.

Кстати, уже известно, что правительство пойдет навстречу перевозчикам. Дмитрий Прончатов подтвердил информацию о том, что "дорожный сбор" снизится с 3,73 до 3,06 рубля за километр пути. При этом он уточнил, что плата за проезд по концессионным дорогам (то есть платным трассам, которыми управляет частник, это примерно 2,7 тысячи километров) взиматься не будет - во избежание двойного обложения.